Сегодня: г.

В России предложили повысить тарифы за проезд по платным трассам

Министерство транспорта РФ намерено поднять стоимость проезда по платным дорогам, чтобы быстрее погасить имеющиеся долги «Автодора» и финансировать строительство новых трасс. Такой законопроект вынесен на общественное обсуждение и опубликован на портале проектов нормативных актов. Стоимость проезда по платным федеральным трассам и искусственным сооружениям, к которым относятся мосты, к примеру, ведомство хочет увеличить на 40-70%. Ныне действующий тариф был установлен пять лет назад и уже не соответствует реалиям времени, говорится в документах. Насколько оправдано это повышение стоимости и на ком оно отразиться в первую очередь, «МК» рассказали эксперты.

Фото: Геннадий Черкасов

Максимальная стоимость проезда легковых машин по реконструированным и обустроенным «Автодором» дорогах Минтранс предлагает поднять с 3 до 5 рублей за километр. Цена за проезд по мостам и путепроводам вырастет с 21 до 29 рублей за километр. Водители грузовиков и автобусов за движение по этим трассам будут выкладывать не 9,5 рубля, как сейчас, а 16,25 рублей за километр. Проезд по мостам для них вырастет с 66,5 рублей до 91,5 рублей за километр.

По дорогам, построенным с нуля, тарифы для легковушек вырастут до 8 рублей, а для грузовиков и автобусов — до 25 рублей за километр. Рост цен объясняется необходимостью искать оптимальные пути обслуживания и возврата долга по ряду крупных проектов «Автодора». Эксперты считают, что речь идет о большем — о сохранении целого сегмента бизнеса. «Повышение цен Минтранс делает в интересах сохранения всего сегмента экономики и такого частного бизнеса, как платные дороги, — говорит Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. — Концессионер (владелец) должен поддерживать эту трассу в нормативном состоянии. Есть конкретные технические требования, соблюдение которых стоит определенных денег. А по всем спектру дорожно-строительных материалов цены выросли за эти годы более чем на 30-35%». Для того, чтобы на на новую дорогу пришел частный инвестор, необходимо, чтобы она окупалась. Но при нынешних тарифах вероятность их привлечения невелика, и в таком виде государственно-частное партнерство (ГЧП) теряет всякий смысл. Но даже при новых тарифах нет гарантии, что частные инвесторы будут активнее участвовать в дорожном строительстве. Стоимость 1 километра новой шестиполосной дороги составляет 0,8 — 1,0 млрд рублей, а окупятся ли вложенные в этот проект даже 50% частных инвестиций, сильно зависит от поведения водителей и их доходов. Только люди с достатком не захотят ждать, или объезжать и будут готовы платить деньги за комфортный проезд, считает эксперт. Он предлагает рассмотрим стоимость на примере трассы Москва-Петербург. Если эти 800 км ехать по платной дороге по цене 5 руб. за километр, то автомобилист заплатит 4000 рублей, если тариф повысят до 8 рублей, то выйдет уже 6400 рублей. Вот эту разницу в 2400 рублей даже на такой популярной трассе не все будут готовы платить, с одной стороны, с другой — многие из водителей это повышение даже не заметят. Речь в данном случае идет о потребительском выборе. «Ничего ужасного не произойдет: просто водители, которые не захотят оплачивать эту разницу, доедут до места по бесплатным дорогам. Это не гречка или подсолнечное масло, здесь всегда есть выбор у потребителей», — обращает внимание эксперт.

Однако другие аналитики считают, что такие меры могут вызвать неприятие у водителей. «Простое увеличение платы за проезд, особенно вокруг столичных агломераций, может вызвать серьёзную негативную социальную реакцию, — считает Артём Лютик, директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал». — Даже если оно будет сравнительно небольшим — примерно на треть, это значительно превышает уровень инфляции». Само же по себе увеличение платы, с учётом сохранения проблемных мест на ряде платных дорог, например, около Ростова-на Дону, в чистом виде может быть воспринято негативно. Есть риск частичного вымывания пользовательской базы и сокращения среднего пробега. Автовладельцы среднего достатка могут начать предпочитать бесплатные, хотя и более долгие, альтернативы. В рублях предлагаемое повышение может означать увеличение средних расходов конкретного пользователя -автомобилиста менее, чем на 1000 рублей в год, подсчитал эксперт. Водители, для которых подобное повышение значимо для их бюджета, будут пользоваться бесплатными трассами, а больше всего от перетока потребителей могут пострадать как раз владельцы частных дорог, делает вывод наш собеседник.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 30 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля