Сегодня: г.

Папа, дай покататься: ДТП с детьми за рулем старых машин стали проблемой

О ДТП с участием несовершеннолетних водителей сообщают все чаще: подростки, заведомо не имеющие водительского удостоверения, покупают или «берут покататься» старые, обычно отечественные машины — и влипают в истории. Почему так происходит и как с этим явлением бороться — выяснил «МК».

Фото: Вадим Речкалов

— Есть компания ребят, которая вскладчину купила «жигуленок» и где-то с мая гоняет по дворам, редко-редко выезжая на улицу, — рассказывает Надежда Юсинова, жительница улицы Федора Полетаева в Кузьминках. — Им на вид лет от 13 до 17, школьники, подробнее трудно сказать. Подходить и делать им замечания, требовать прекратить — нам, пенсионеркам, страшно, а молодым нет дела. Обращались к участковому — говорит, что это не его проблема, а ГАИ. А ребята гоняют довольно быстро и при этом обычно в темное время суток, буксуют на месте, сжигая резину. Детей во двор выпустить — уже проблема, да и самим все время приходится оглядываться.

При том, что, как считается, нынешнее поколение подростков — те, кто рожден в начале и середине 2000-х годов — гораздо меньше увлекается автомобилями, сообщество так называемых «петролхедов» — автомотолюбителей, не представляющих себе жизни без управления самодвижущейся техникой — сохраняется и воспроизводится. Именно эти ребята зачастую и приходят к немудрящей мысли: давайте купим за 10 — 20 тысяч рублей хоть как-то передвигающуюся развалюху (без документов? Только лучше!) и начнем кататься, как взрослые!

И хотя нынешние 10-20 тысяч рублей это почти столько же, сколько в конце 90-х 100-200 долларов (столько и в те годы стоила убитая, но еще движущаяся своим ходом «копейка»)… В наши дни это куда более достижимая для школьников сумма, чем четверть века назад. Трое-четверо могут купить такой агрегат вскладчину — и это будут практически «карманные» для московского школьника деньги. А можно ведь и заработать по мелочи — например, курьером. Вот и машина.

Если напрячь память, многие нынешние взрослые со смешанным чувством стыда и умиления вспомнят что-то подобное и про себя. «Что с ними делать, с подростками? Понять и простить, мы сами так гоняли когда-то», — прямым текстом сказал корреспонденту «МК» офицер столичной ГИБДД в ответ на вопрос, как можно пресечь эту тенденцию. И действительно — воспоминания о подобных историях (до, в процессе или сразу после получения «прав») встречаются довольно часто.

— Мой школьный приятель как-то угнал у своего отца ядовито-желтый «Запорожец», — вспоминает 42-летний Николай. — Позвал меня кататься на нем по району. Была весна 1990 года. У машины внезапно отвалился кусок передней подвески — прямо около пункта приема стеклотары ближайшего гастронома. Машина просто легла на правый передний угол, вокруг тут же собралась небольшая толпа… Делать было нечего, пришлось «сдаваться». Приятеля дома, кажется, как следует отлупили.

— Отец, который тогда с нами не жил, подарил мне на день рожденья 50 долларов, — вспоминает 41-летняя Светлана. — Я их потратила в тот же день: в нашем дворе врастал в землю старый «Москвич», я знала его хозяина и уговорила его продать машину мне. Обещала до 18 лет не ездить, только чинить его. Но, конечно, ничего похожего: получив ключи, мы с друзьями «Москвич» обжили, завели и начали кататься. Мне было шестнадцать. Бог миловал, в аварии не попадали, но сейчас думаю — какие же мы были идиоты!

— Первый же заработок потратил на ярко-красную — как сейчас понимаю, убитую и гнилую — «копейку», — вспоминает 41-летний Юрий Волков. — Она была на летней резине, дело было под Новый год, прав у меня еще не было, только учился. Как я решился поехать по Садовому кольцу — не понимаю. Наверное, сыграло роль то, что была ночь. Уже подъезжая к дому, зазевался, не заметил светофор и попал под новенький джип. Хозяин джипа даже не рассердился — только очень удивился, откуда я взялся такой. У него на машине повреждений практически не было, я тоже не пострадал, поэтому все кончилось максимально удачно: «жигули» ушли в металлолом, а я до получения прав больше машин не покупал.

Кто виноват и что делать — вопрос, как выяснилось, нетривиальный. Ведь даже непонятно, что здесь можно «отрегулировать» или запретить. Принудительно утилизировать все старые и слишком дешевые машины? Социал-дарвинизмом пахнет. Повысить возраст получения «прав»? Так ведь подростки и так младше возрастного порога. Запретить садиться за руль, не имея водительского удостоверения? Так ведь всегда было запрещено…

— Если подростки купили машину у кого-то, обвинить продавца не получится, — рассуждает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Ведь право совершать сделки у них есть с момента получения паспорта. Конечно, требовать заключения письменного договора купли-продажи будет правильно, ведь устно — «бери деньги, отдай ключи и до свиданья» — заключать такие договоры крайне рискованно. Теперь сами подростки. Их можно привлечь к ответственности за ненадлежащую регистрацию авто (если они не поехали ставить его на учет в течение 10 суток), можно — за управление без водительского удостоверения, и тут наказание серьезное, до 15 тысяч рублей штрафа. Но есть маленькая проблема: по Красной площади и даже по МКАД подростки не катаются, они обычно выбирают дворы и деревни. А значит — риск быть пойманными ДПС у них минимальный.

По словам эксперта, в связи с переходом на массовую видеофиксацию нарушений ПДД численность дорожных патрулей сильно сократилась. Таким образом, снизилась вероятность для подростков быть пойманными. О чем «контингент», разумеется, отлично знает и теперь меньше боится выезжать на второстепенные дороги.

— Повлиять, мне кажется, тут можно только на родителей, — рассуждает Виктор Травин. — Они и так отвечают сейчас за детей, если произойдет ДТП с ущербом и/или пострадавшими. Есть также статья КоАП, предусматривающая наказание за ненадлежащее воспитание ребенка — родителей можно привлечь и по этой статье, если дети бесконтрольно совершают такие поступки. Другой вопрос, что сейчас по этой статье смешное наказание — штраф в 500 рублей, но это дело поправимое. Хочу отметить, что я бы не спешил обсуждать новые меры ограничения — имеющихся вполне достаточно, такая практика и без новых законов полностью нелегальна. Нужно просто добиться неотвратимости и серьезности наказания.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 14 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последний Твитт