Сегодня: г.

Ансамбль Игоря Моисеева отметил свое 85-летие на Исторической сцене Большого

Сицилийская тарантелла. Фото предоставлены пресс-службой ансамбля. Фотограф Евгений Масалков.

Во всем мире этот коллектив знают как Балет Игоря Моисеева», или «Моисеев-балет». Датой основания театра считается 10 февраля 1937 года: в этот день состоялась первая репетиция коллектива. Причем создавался он тогда по личному распоряжению председателя Совнаркома В.М. Молотова как коллектив народного танца и составлен был по преимуществу из танцоров-любителей (хотя были в первом составе ансамбля и артисты Большого театра) в количестве 38 человек.

В своем творчестве Моисеев создал ни на кого не похожий, особый художественный мир, который по своей ценности и уникальности можно сравнить с лучшими образцами классической хореографии. Танец в его творчестве не самоцель. Его цель сегодня звучит особенно актуально — сближать людей разных национальностей, рас и вероисповеданий. Ведь хореографические шедевры этого мастера, «как по отпечатку пальца, воссоздают портреты разных народов, их культуру, обычаи, нравы».

В свое время Моисеева отправили налаживать хореографию в республики Советского Союза. Молодого человека тогда потрясло, как танцуют таджики, узбеки, калмыки и другие народы и народности СССР, и то обстоятельство, что в одной стране существуют такие разные и непохожие друг на друга культуры. Хореограф направил письмо Молотову, и в 1936 году его назначили заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества. Для постановки Всесоюзного фестиваля народного танца в том же году Игорь Моисеев собрал со всех республик СССР лучших народных танцоров и привез их в Москву. Огромный успех фестиваля и привел Игоря Моисеева к идее создания ансамбля народного танца, который стал первым в мире профессиональным хореографическим коллективом, занимающимся художественной интерпретацией танцевального фольклора народов мира. До Балета Моисеева такого жанра просто не существовало. И Игорь Александрович тот человек, который его придумал и впервые показал на сцене.

Испанская баллада. Фото предоставлены пресс-службой ансамбля. Фотограф Евгений Масалков.

В этом смысле творчество Моисеева в чем–то является родственным творчеству другого хореографического гения ХХ века Мориса Бежара. Правда, почти на 25 лет Игорь Александрович опередил искания знаменитого французского балетмейстера и в чем-то повлиял на его творчество. Как и у Бежара, танец у Моисеева построен на четкой структуре танца классического, а движения, которые хореограф использовал при постановке своих, вроде бы, народных номеров, почерпнуты из классического лексикона. Те же самые батманы, сутеню, ранверсе можно было наблюдать на юбилейном концерте в Большом театре в той же «Арагонской хоте», отлично исполненной тремя парами солистов «Моисеев-балета».

А открыла программу «Дорога к танцу» — номер, созданный в 1963 году, за который два года спустя хореограф получит Ленинскую премию. Здесь артисты в репетиционной форме делают упражнения у балетного станка. Такой жанр, где балетный класс в качестве художественного номера показывается на сцене, вошел в большую моду в 60-х годах. После станка, как и всякий класс-концерт, продолжается на середине: и здесь перед нами упражнения на русскую, а потом и на украинскую тему, где танцовщики выходят уже в национальных костюмах. Развивая украинскую тему, следует лихой «Гопак-Коло», а заканчивают «моисеевцы» свой класс-концерт польками.

Фото предоставлены пресс-службой ансамбля. Фотограф Евгений Масалков.

Второй номер концерта, белорусский «Крыжачек», исполнили учащиеся Школы-студии, созданной Игорем Моисеевым в 1943 году. Это как раз один из самых первых номеров, что создал хореограф в год рождения коллектива, и его одним из первых разучивают в школе. Здесь ученики должны показать (и на концерте им это удалось!) идеальное моисеевское плие.

После всемирно знаменитой сюиты греческих танцев «Сиртаки» знаменитая балетная кампания представила и свою новую работу — хореографическую картину «Танго del Plata» (хореограф Лаура Роатта): настоящее театральное зрелище, основанное на подлинном этническом материале. Как и у всех спектаклей Моисеева, здесь есть сюжет, а составлена хореографическая картина из семи танго, и каждое носит свое название: Tanguerra, Inspiration, Flor de Lino, Taquito militar, Ojos negros, Nocturna, Buenos Aires.

«Испанская баллада» — 6-минутный мини-спектакль, показанный во втором отделении вечера, отличается завершенностью режиссуры, а также удачно подобранной музыкой Пабло де Луны, которая своей повторяющейся и нарастающей из такта в такт мелодией передает весь драматизм разворачивающейся перед зрителем истории. Этот балет Моисеева насыщен трагедией и страстями никак не меньшими, нежели балет Альберто Алонсо, который так гениально танцевала Майя Плисецкая, или балет Ролана Пети. С невероятным лаконизмом и мастерством Игорь Александрович сумел вместить в свою крохотную миниатюру практически всю новеллу Проспера Мериме «Кармен»: через танец ее показали и Кармен — Анастасия Сорокина, и Игорь Охлопков — прекрасный Тореадор, и особенно Артем Анисимов, танцевавший партию Хозе, очень логичный и органичный танцовщик. 

Как известно, за основу в своей хореографии Моисеев брал наиболее характерные для того или иного народного танца движения и элементы, которые привозил из фольклорных экспедиций или заграничных гастролей. Так что представленные на концерте «Сицилийская тарантелла», сюита мексиканских танцев «Сапатео» и «Авалюлько», а также суперпопулярный хит — танец аргентинских пастухов «Гаучо» — не этнографические народные танцы в чистом виде, а тонко выполненная их стилизация и гениальная в своей простоте и одновременной сложности хореография, которая и прославила творчество этого коллектива во всех уголках мира.

Хронометраж, в рамках которого вот уже 85 лет строятся программы «Моисеев-балета», — 45 минут. Именно столько длятся первое, а затем второе отделения вечера, идеальное время, выверенное самим Игорем Александровичем. В финале неизменное «Яблочко», фрагмент флотской сюиты «День на корабле», одного из самых известных балетов этого коллектива, созданного еще в военном 1944 году. Номер, когда одетые в парадную морскую форму и бескозырки 32 отборных красавца, положив друг другу на плечи руки, отплясывают знаменитый танец, до сих пор производит огромное впечатление на публику. Перед нами уникальный жанр, и его представляет уникальный коллектив, исполняющий уникальный репертуар.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 64 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля