Сегодня: г.

Атмосфера на Международном конкурсе артистов балета наэлектризовалась до предела

Фото: Роман Притула

12 членов жюри, ровно в 11.00 на утреннем показе и в 19.00 — на вечернем, из бокового правого входа входили в зал и рассаживались за длинным столом. Он установлен прямо перед сценой, на месте поднятой оркестровой ямы. Но вообще-то их должно быть 15. Троих не было: Светланы Захаровой, танцевавшей в первый день конкурса на Исторической сцене Анастасию в балете «Иван Грозный» и неизвестно по какой причине отсутствующей во второй день, Бориса Эйфмана и самого Юрия Николаевича Григоровича, бессменного с 1973 года председателя жюри, 95-летию которого конкурс, собственно, и посвящен. В силу почтенного возраста он наблюдает за соревнованиями по трансляции, онлайн. А вот Борис Эйфман как гуру современного балета в России подъедет ко второму туру, где помимо классики по правилам должны исполняться современные номера. На этом конкурсе он — сопредседатель II тура. На первом сопредседательствовал Валентин Елизарьев, худрук Большого театра Беларуси. Таков новый принцип формирования жюри в отсутствие председателя.

Атмосфера внешне спокойная, но на самом деле наэлектризована до предела. Переживания участников зашкаливают, оттого многие выступают неровно и далеко не так, как могли бы. Не говоря о погрешностях в танце, на I туре было много падений — слава богу, обошлось без травм. Премьер Пермского балета Кирилл Макурин, золотой лауреат престижного международного конкурса «Арабеск» и один из главных претендентов на победу, прекрасно исполняет вариацию Базиля из балета «Дон Кихот» и вдруг… поскальзывается и падает на ровном месте. «Исполнял эту партию много раз — и первый раз в жизни упал. И сразу на сцене Большого театра», — с досадой смеется он в перерыве, правда, не теряя боевого духа и настроя.

Сцена в Большом и правда непростая, она с небольшим знаменитым покатом, что добавляет участникам проблем. Падает, причем ровно в том же месте, где чуть позже упадет Кирилл Макурин, и англичанин Алессандро Каггеджи, исполняя в паре со своей женой, японкой Маной Кувабара, па-де-де из балета «Пламя Парижа». Он заметно расстроен, ведь за падения снимают баллы. Англичанин Каггеджи по гражданству и по душе — итальянец, как и его отец, очень темпераментный и взрывной. Я знаю его еще со времен, когда он заканчивал Московскую академию хореографии, а потом уехал работать в Казань, в Татарский театр оперы и балета. «Иностранцы» на конкурсе все такие… Почти все работают в российских театрах или учатся в российских хореографических училищах. Ведь Россия по-прежнему «в области балета впереди планеты всей» — центр балетного мира и сохраняет в этом смысле свою престижность и привлекательность.

Алессандро Каггеджи и Мана Кувабара в па-де-де из балета «Пламя Парижа». Фото: Андрей Степанов

Например, бразилец Вагнер де Карвалхо и его партнерша Аманда Гомес тоже участвуют в конкурсе и тоже работают в Казани. А итальянец и красавец Марчелло Пелиццони, как и Каггеджи, закончил МГАХ, а сейчас работает в Красноярске. Со своей партнершей Еленой Свинко они тоже претендуют на награду.

Но были и «настоящие» иностранцы. Монгольская делегация из Улан-Батора довольно многочисленна. Другая делегация — из Южной Кореи. Были участники из Австрии, Аргентины, Вьетнама, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Армении. А вот россиянин Дмитрий Выскубенко прилетел из Мюнхена, из того самого театра, о котором из-за возникшего там скандала в связи с уходом со своего поста российского балетмейстера Игоря Зеленского сейчас пишут газеты всего мира.

Дмитрий известен российскому зрителю по популярному фильму «Мой папа Барышников» (2011), где он исполнил главную роль. Действие происходит в 80-е годы, перед самой перестройкой, а его герой учится в балетном училище и рассказывает всем одноклассникам, что будто бы настоящий его отец — проживающий в Америке легендарный русский танцовщик Михаил Барышников. А заканчивается фильм как раз конкурсом в Большом театре.

С тех пор Дмитрий вырос и теперь является солистом Мюнхенского театра. На конкурсе выступает соло, а его исполнение вариаций из балетов «Щелкунчик» и «Баядерка», которые он показал в I туре, было настолько безупречным и прекрасным, что стало прямой заявкой на Гран-при, которое, напомним, в истории конкурса вручалось всего четыре раза и не было присуждено даже самому Михаилу Барышникову.

— Интересно, если вспоминать о твоем фильме, сам Барышников принял участие только в этом единственном конкурсе и стал его первым золотым лауреатом? — говорю я Дмитрию.

— Да, так и есть. Может, это в крови у нас (смеется).

— Как ты добрался из Мюнхена до Москвы, ведь с этим сейчас большие проблемы?

— Я приехал из Мюнхена позавчера ночью. Был долгий путь через Турцию. У меня даже получилась такая экскурсия на самолете по всей Турции. По турецким городам туда-сюда летал, потому что много пересадок было, чтобы приехать сюда из Германии. Такая сложная ситуация получилась оттого, что я был должен станцевать спектакль в Мюнхене и боялся, что из-за пересадок опоздаю на жеребьевку. Один билет купил — в нем ошибка в фамилии, пришлось покупать новый. Но, слава богу, нашлись нормальные билеты, и я не опоздал.

— Такие трудности с перелетом… И для чего ты так стремился сюда попасть?

— Это была мечта моего детства — я всегда мечтал участвовать в таком престижном конкурсе, потому что здесь собираются со всего мира очень сильные танцовщики. И этот конкурс действительно показывает, чего ты достиг. Для меня это — особенная возможность. Потому что мне сейчас 24, а конкурс проходит раз в четыре года, и получается, что другой возможности здесь быть у меня уже не будет. То есть в следующий раз я уже не смогу участвовать по возрасту. Поэтому я очень долго и усердно отпрашивался у себя в театре.

Дмитрий Выскубенко репетирует со своим отцом Юрием Выскубенко, готовившим его к конкурсу. Фото: Роман Притула

— Расскажи про своего папу. Не Барышникова, а настоящего. Я знаю, что он как раз тот человек, который является твоим учителем с самого детства. Это он готовил тебя к этому конкурсу?

— Да, и я благодарен ему за то, что он выстроил меня как танцовщика. Как профессионального артиста и хорошего сына, надеюсь. У нас всегда дружеский рабочий процесс. Он меня очень многому научил, и я ежедневно это впитываю. И на этом конкурсе как раз посмотрим наши результаты — чего мы достигли.

— Тем не менее вы живете на расстоянии друг от друга. Как репетируете? Понятно, что сейчас такие средства связи имеются, но на репетиционном процессе это не сказывается?

— Папа у меня работает в Саранске художественным руководителем балета. А я — в Мюнхене. Но мы работали по Скайпу и репетировали каждый день. Но естественно, что в таком формате не видно всех деталей. Особенно мелкие штрихи, которые иногда нужно подработать, и в этом основные сложности. Я прилетел только позавчера. И нужно было проработать все эти штрихи в процессе репетиций.

— На конкурсах ты с самого детства. Расскажи про атмосферу, про свои ощущения на этом конкурсе — и когда ты в школе выступал, и когда стал зрелым артистом. Не так переживаешь, наверное?

— На самом деле на этом конкурсе переживаю очень сильно, потому что он самый престижный во всем мире. И, несмотря на то, сколько до этого у меня было конкурсов, что я пережил, все равно здесь у меня большое волнение: я пытаюсь показать, чего достиг за эти годы. На обычных спектаклях я не так сильно волнуюсь, как сейчас. На спектакле я растанцовываюсь, получаю огромное удовольствие от того, что делаю, от своих персонажей, растворяюсь в этом. Но стресс и волнение мне даже больше помогают, дают много сил, адреналина, выносливости. Силы прямо удваиваются, и я чувствую, что танцую лучше, чем, например, на репетиции, где идет обычный рабочий процесс.

— Когда мы встречались последний раз на конкурсе в Сочи и ты был выпускником, то как раз выбирал между Мюнхеном и Большим театром. Махар Вазиев тебя ведь приглашал в Большой. Почему выбрал Мюнхен?

— У меня была договоренность с Игорем Анатольевичем Зеленским о том, что я перехожу в труппу Мюнхенского театра. Но шла речь о том, что если я захочу, то могу вернуться и прийти в труппу Большого. Но у меня все в Мюнхене сложилось замечательно: шесть лет там танцую сольные и ведущие. Я там ведущий солист, но пока еще не премьер. Поэтому благодарен Игорю Анатольевичу за то, что он давал мне эту возможность сразу выступать в сольных партиях. Благодаря ему я довольно рано начал танцевать. Уже на втором году работы в Мюнхене я станцевал главную партию в очень красивом спектакле «Алиса в Стране чудес» в хореографии Уилдона. Мне он очень нравится, это один из любимых моих спектаклей. После этого я уже танцевал остальные ведущие партии в репертуаре.

Кирилл Макурин в вариации из балета «Дон Кихот». Фото: Андрей Степанов

— Зеленский — известный мастер, гениальный танцовщик, один из лучших конца XX — начала XXI века. Именно он был руководителем труппы у вас. Правда, в «Стасике», где я его и наблюдал, он в основном носился с Полуниным. Тебе в Мюнхене удалось с ним порепетировать?

— Да, он в принципе следит за всеми. Но он открыто говорит замечания и открыто общается с людьми, которые действительно хорошо работают и как бы не подставляют его на спектаклях. То есть танцуют довольно стабильно и у кого виден потенциал. У меня с ним всегда были очень хорошие отношения, мы друг другу доверяли. Я рад, что смог с ним поработать в течение шести лет. Застал это время…

— Но сейчас сложилась неприятная ситуация, когда политика вас коснулась непосредственным образом, и Игорь вынужден был уйти буквально недавно. 

— Очень жалко, что это касается нашего искусства. Мне кажется, это не должно касаться спортсменов, артистов…

— Сейчас на его место пришел Лоран Илер, который в свое время сменил Зеленского в театре Станиславского. Ты с ним успел уже познакомиться?

— Но он проработал в своей должности только две недели. Я слышал, что он многое хочет поменять. В принципе у нас труппа рада приезду Лорана, он очень профессиональный человек, подсказывает и делает замечания абсолютно всем танцорам, неважно, солисты это или кордебалет. Он каждый день присутствует на всех репетициях и следит абсолютно за всеми. Он профессионал своего дела.

— В Россию ты намерен возвращаться?

— Везде есть свои плюсы и минусы. У меня есть свои мысли на этот счет, но не хочу пока что разглашать. Там посмотрим.

— А Михаила Барышникова ты так и не встретил?

— Нет, так и не увидел! Но он написал, что фильм ему очень понравился!

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 79 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля