Сегодня: г.

Британские консерваторы готовят смещение Джонсона из-за «ковидных вечеринок»

Фото: AP

Увеселительные мероприятия в государственных учреждениях, проводимые на фоне пандемии и суровых карантинных мер, уже стоили Джонсону двух расследований: правительственного и полицейского. Хотя обе процедуры, установившие ответственность участников вечеринок за неподобающее поведение, не предполагают непосредственных обвинений в адрес премьера, они рикошетом бьют по парламентариям из правящей Консервативной партии. Так, во время нахождения Джонсона в Индии в конце минувшей недели, стало известно, что депутаты тори продолжают получать штрафные квитанции в связи с попойками на Даунинг-стрит, 10 (офис премьера) и в других правительственных местах. 

Консерваторы в палате общин (нижняя палата британского парламента) решили перехватить инициативу, дав «зеленый свет» третьему, парламентскому расследованию. Джонсон, которого новости об очередных штрафах застали перед возвращением на родину из Индии, не слишком изысканно уклонился от ответов на вопросы о «Патигейте» — в самолете он не вышел к журналистам, а представители премьера заявили, что он просто решил поспать.

Сам глава правительства уже также получал штраф и, судя по всему, надеялся, что этим скандал будет исчерпан. Увести внимание от «Патигейта» Джонсон пытается многие месяцы, в первую очередь наращивая внешнеполитическую активность. Однако такая нехитрая уловка пока порождает обратный желаемому эффект. Не сумев добиться за рубежом конкретных результатов (например, относительно замещения российских энергопоставок закупками у ОАЭ и Саудовской Аравии), премьер лишь ярче высветил провалы собственного недальновидного курса. А фактически демонстративное нежелание общаться с журналистами на этом фоне только усугубляет положение политика.

В итоге маневры по уходу от «Патигейта» обозначили сразу несколько опасных для премьера тенденций.

Во-первых, как бы Джонсон ни старался «скомкать» скандал, тот со стартом нового расследования лишь набирает обороты — медийная ситуация сейчас еще хуже, чем в начале года.

Во-вторых, все больше однопартийцев премьера недовольны конкретным вмешательством в их жизнь, штрафными квитанциями в почтовых ящиках (а сколько их еще будет, неизвестно), вниманием прессы и т.д.

В-третьих, уже в мае тори ждут непростые местные выборы. Серьезным вызовом для правящей партии они стали именно из-за джонсоновских промахов, которые были использованы Лейбористской партией. Хотя лейбористы и не имеют в активе популярной и харизматичной фигуры, способной составить Джонсону конкуренцию (да еще и в условиях доминирования тори в палате общин), на локальном уровне у них есть все шансы одолеть консерваторов с их подпорченной репутацией. «Коллеги просто устали от всего этого, — рассказал журналистам один из депутатов тори. — Они чувствуют, что больше не могут защищать (Джонсона) перед людьми». Другой высокопоставленный консерватор вторит ему: «Многие из тех, кого ждут местные выборы, слышали в свой адрес: «Мне нравится то, что ты собираешься сделать в качестве нашего нового депутата, но мы не можем голосовать за тебя, пока этот болтливый идиот находится у власти».

Наконец, из этого вытекают и претензии лично к Джонсону, который, принеся в парламенте извинения и признав важность выписанного ему штрафа, уже при следующем своем появлении в палате вел себя как ни в чем не бывало. «Не было никаких признаков «раскаяния», — отмечает влиятельный консерватор Марк Харпер. — (Джонсон) сказал, что полон решимости продолжить работу, но это выглядело так, будто нарушение им правил больше не имело значения». Показательно, что даже во время визита в Индию премьер заявил о планах вновь возглавить правительство.

Уверенность Джонсона, напускная или реальная, имеет вполне логичное объяснение. Он считает себя безальтернативной фигурой, и в текущих условиях это резонно: кому захочется возглавить страну, еще не отошедшую от последствий выхода из Евросоюза и пандемии, а теперь и ввязавшуюся в санкционное противостояние с Россией и пока тщетную борьбу за энергоресурсы?

Эти факторы принимают во внимание лейбористы, критикующие Джонсона, но не выставляющие против него свою кандидатуру: нынешний лидер партии Кир Стармер еще не обладает популярностью бывшего лейбористского предводителя Джереми Корбина. С той же проблемой сталкивались и тори, которые, по слухам, обсуждали в качестве возможного нового премьера канцлера казначейства Великобритании. Однако занимающий пост Риши Сунак сам оказался замешанным в «Патигейте», а позднее к этому добавились вопросы по налоговой отчетности его супруги, что окончательно похоронило его премьерские перспективы — консерваторам не нужен Джонсон версии 2.0, еще и без должного погружения в текущие проблемы.

Тем не менее, ослабление позиций премьера ведет к тому, что тори уже готовы действовать ситуативно. Как заявил Марк Харпер, проблема отсутствия кандидатов на пост главы правительства решится сама собой, стоит лишь начать процесс смещения Джонсона. В числе возможных преемников звучат имена Лиз Трасс (действующая глава Форин-офиса, фактически — министр иностранных дел), Пенни Мордонт (ныне младший министр по торговой политике, в прошлом — первая женщина на посту министра обороны Великобритании) и Джереми Ханта (экс-глава Форин-офиса). Каждый из претендентов обладает существенным опытом государственной работы, в том числе, и в неспокойные для Лондона времена. Поэтому, считают многие тори, короткая «скамейка запасных» в данном случае не проблема. Главное, что она есть, а претенденты являются компромиссными фигурами для всего консервативного фланга. «У нас очень талантливые люди и надежный процесс выбора нового лидера, который гарантирует, что мы получим способного преемника», — уверен Харпер.

Для запуска процедуры отстранения Джонсона возможны два пути. Вотум о недоверии, как правило, инициирует оппозиция. Однако в ее рядах пока все еще нет полной уверенности, что он будет поддержан. Правящая партия может внести на рассмотрение, вероятно, вотум доверия. Различие в данном случае сугубо техническое, в формулировках: отклонение парламентом вотума доверия по сути означает вотум недоверия. Если палата общин простым большинством признает, что Джонсон не справляется с обязанностями, это повлечет фактическую его отставку. У премьера останется 14 дней на то, чтобы «восстановить доверие», однако это положение принято считать формальным. Правящая партия, как нетрудно догадаться, обычно не заинтересована ставить под вопрос работу кабмина на таком уровне. Если дело дойдет до вотума именно от консерваторов, для Джонсона это будет уже не пресловутый «тревожный звоночек», а громкий «третий звонок».

Пока все события развиваются именно в этом русле. Для рассмотрения вотума в парламенте необходимы заявления всего 15% от числа депутатов- консерваторов, то есть 54 тори в палате общин. Свои письма они обязаны направить Грэму Брэйди, главе так называемого Комитета 1922 — группы депутатов-консерваторов, ответственной за вынесение на обсуждение вопроса о доверии.

Четыре года назад подобная процедура была проведена в отношении Терезы Мэй, но в парламенте ей удалось выиграть голосование. Сейчас, учитывая бескомпромиссный настрой лейбористов и серьезные брожения среди консерваторов, у Джонсона шансы на успех невелики. Пока известно о том, что письма Брэйди направили примерно 30-40 тори (еще в январе таковых было не более 20), а, значит, рассмотрение вотума не за горами: после получения 54 антиджонсоновских заявлений у Комитета 1922 не будет иной опции, кроме как вверить судьбу премьера палате общин.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 62 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля