Сегодня: г.

Двойное дно российского общества

Двойное дно российского общества

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Одна из главных проблем современного российского общества — двойное дно. Его трудно выявить на фокус-группах, где идут уравновешенные дискуссии между воспитанными людьми, действующими в рамках политкорректности. И даже если удается поймать эмоцию (а на фокус-группах это главное), то многое сокровенное остается внутри. Даже проективными методиками далеко не все удается вытянуть. Тем более что в спокойные времена исследования обычно проходят по текущим, довольно рутинным поводам (выборы, партии, социально-экономические предпочтения и др.) и не затрагивают глубинных проблем.

А тут у человека может быть сильная, но подавляемая фрустрация. Причем не только у бедных, но и у части среднего класса — очень разных людей объединяет советское прошлое. О нем говорят после третьей рюмки, так как именно оно выступает объединяющим фактором — общие (или сходные) воспоминания, очень близкие эмоции. Желание поделиться не тем, кто где недавно отдыхал (во-первых, в турецких отелях впечатлений для такого разговора немного; во-вторых, можно затронуть больную тему — не у всех на Турцию есть деньги), а кто где служил — армия в СССР выступала мощнейшим средством социализации. И внутренняя боль не только в связи с ушедшей эпохой, но и с дефицитом коммуникаций с новыми поколениями.

Такая эмоция прорывается в кризисной ситуации. На обычной фокус-группе на человека, который вдруг предложит нанести первый ядерный удар (с мотивировкой — мол, зажрались там буржуи, проучить надо), посмотрят, мягко говоря, с явным удивлением. И можно будет сделать вывод об очевидной маргинальности таких суждений. А вот в задушевном разговоре, когда человек откроет душу и с болью процитирует таможенника Верещагина, его могут вполне понять и одобрить. И всякая политкорректность закончится. В свое время такую эмоцию использовал Жириновский, предложивший омыть сапоги в Индийском океане. Вспомним и результаты теледискуссий Кургиняна и Сванидзе на исторические темы.

В кризисных ситуациях также проявляется принцип двойного дна, но со своими особенностями, в том числе свойственными нынешнему времени.

Можно говорить о двух уровнях такой реакции. Первый — он свойственен части лоялистов — связан с вытеснением неудобной тематики. Люди табуируют политические темы, в немалой степени не осознанно, а подсознательно переключаясь на более комфортные или насущные для их личной жизни вопросы. У них есть ощущение общей правоты России (в подробности происходящих событий они не вдаются), но обсуждение конкретных тем не связано с положительными эмоциями и поэтому вытесняется в качестве защитной меры, спасающей от негативных переживаний («нервные клетки не восстанавливаются»). В политизированный Рунет эта аудитория по тем же причинам старается не заходить.

Второй уровень связан с критичным отношением к власти. Несогласные нередко стараются не идти против мейнстримного мнения, которое активно транслируется в медийном пространстве. Здесь включается сознательная самоцензура, обусловленная как нежеланием вступать в конфликты с родственниками (особенно старшими) и коллегами, так и опасениями «попасть под статью» в случае публичного самовыражения. Здесь ситуация напоминает советские времена, когда человек лишь в узком кругу (семья, близкие друзья) признавался, что болеет за Корчного или читал «Архипелаг ГУЛАГ». Для этой аудитории функцию западных «голосов» выполняют социальные сети.

 
Статья прочитана 132 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля