Фото: pixabay.com
— Это было в начале 90-х годов, — вспоминает Александр Константинович. — На тот момент я уже не работал в Аэрофлоте. У меня была своя частная компания. В то время наш собственный российский рынок авиаперевозок практически обрушился. Наши самолеты стояли у забора и не летали. Авиаремонтные заводы тоже стояли. А Иран на то время уже был под санкциями.
— До их объявления Иран ведь тоже летал на американских «Боингах»?
— Да, пока они при шахском режиме дружили с американцами, те поставляли им свои самолеты. Иранский авиапарк был нормально ими укомплектован. Потом, когда США, точно так же, как сейчас нам, объявили Ирану санкции, они отказались поддерживать исправность этих самолётов и поставлять им запчасти. В результате иранский рынок авиаперевозок встал.
И в тот момент так называемый «иранский бизнес» в нашей собственной стране выручил многих, кто занимался авиаперевозками. В каком-то смысле он тогда спас наши периферийный компании: и «Сибирь», и «Красноярские авиалинии», и «Чита-авиа»… Мы тогда вышли на иранский рынок, предложив ему наши самолеты Ту-154М. И затем еще почти десять лет там очень успешно работали.
Из самолетов различных российских авиакомпаний — их было до пятидесяти — в Иране был создан сводный авиаотряд. В нем почти 500 человек летного персонала работали. Позже часть самолетов иранцам даже продали.
— Если рассуждать в той же логике, то вы предлагаете, искать кого-то, кто нам сейчас мог бы предложить что-то подобное?
— Было бы неплохо. Но тут проблема в чем? У всех, кто мог бы это предложить, у самих либо европейские, либо американские самолеты.
— …И если они нам их предложат, тоже попадут под санкции США и ЕС? Правильно понимаю?
— Не совсем. Западные самолеты были в собственности у иранских авиакомпаний, и те находили способы как-то через третьи страны ввозить запчасти и поддерживать их лётную годность. Да, иранские самолеты не пускали на внешний рынок авиаперевозок, но на внутреннем рынке они работали нормально.
— Но потом Иран все-таки был вынужден строить свои самолеты, и он это делал в кооперации с Украиной.
— Да они пробовали совместно построить Ан-140. Но он у них особенно не пошёл. К тому времени уже у Украины оказался потенциал слабоват. Хотя попытки такие делались.
— А сейчас на чем Иран летает?
— Позже, когда в отношении Тегерана был ослаблен режим санкций, им поставил самолеты Airbus.
И еще там был очень интересный момент. Я им туда поставил с десяток американских самолетов «McDonnell Douglas». Причем Госдеп США это прекрасно знал. Но бизнес есть бизнес — американцы были заинтересованы в иранском рынке.
— Честно говоря, и сейчас нельзя сказать, что в отношении нас американцы бегут впереди Европы. Это Европа прямо скачет галопом, требуя вернуть свои самолеты. Американцы угрожают лишь, что не будут поставлять запчасти.
— Да. По иранскому варианту.
— А если они их не забирают, но при этом отказывают в запчастях и обслуживании, можно ли теперь будет доставать эти запчасти как-то через третьи страны?
— Но я же вам и говорил, что мы ранее это как раз и делали много лет. Иранцы находили способы решить этот вопрос, и самолеты у них летали нормально. Думаю, и нам придется решать эту же проблему.
По материалам: www.mk.ru