Сегодня: г.

Художники зарылись вниз головой на затерянном острове Нега

«Псориаз» у Иван-Чая

Фото: Мария Москвичева

Псориаз Иван-чая

Представьте себе: в считанных километрах от Москвы есть затерянный остров. Он невидим для окружающих – иначе как бы он остался девственным среди остальных островков и берегов, застроенных модными домами и яхт-клубами? Художник Сергей Катран нашел это открытое, но таинственное место и дал ему поэтическое название – остров Нега, нежным словом обозначив территорию, свободную от стрессов и угроз. 

 – Мы нашли необитаемый остров – не присвоенный никем ни в 1990-е, ни в 2000-е, ни сейчас, – говорит Катран после высадки в заросли Робинзонам  от искусства. – Остров Нега – наше укрытие. Здесь действует только искусство, жидкое, как сама нега. Это идеальная утопия – спокойная, как ей положено. 

Для художественной экспансии понадобилась одна рыбацкая лодка и два сапа – легких одновесельных лодочек. Освоение необитаемого острова начинается с расчистки от сорняков. На образовавшейся полянке Андрей Кузькин вывешивает флаг и пограничную табличку с надписью «А смысл?». Этот художник – весь из вопросов. На его груди вырезано лезвием: «Что это?».  Поиск ответа, по его убеждению, – всегда испытание, не только для духа, но и для тела. Однажды, например, Андрей четыре часа без передышки ходил по колено в бетоне, борясь с застывающим материалом. Акция 2008 года —  «По кругу» — принесла ему известность.

По-соседству с «осмысленным» флагом Кузькин организует галерею из детских рисунков на ткани. Десяток развивающихся картин закреплены прищепками на веревках, растянутых между деревьями. Больше 10 лет назад эти изображения создали пациенты реабилитационного центра для особенных детей в Южном Бутово – в рамках проекта «Спальный район». Ребята, физически неспособные рисовать, придумывали свои личные флаги. Всем нужно личное пространство — так почему бы не иметь индивидуальный флаг?

На фоне импровизированной выставки колдует художник Роман Путятин из арт-группы с загадочным названием «U5e7n4m3». Достает бутылку красного акрила, кисть и начинает красить …Иван-Чай. «Это «Псориаз», – невозмутимо заявляет молодой человек, указывая на свой живой «холст».

  – Что имеешь ввиду? – уточняю, отхлебывая тибетского чая из  стеклянной пиалки. Рома привез с собой целый чайный набор – миниатюрный примус, серебренный чайничек и несколько видов медитативного напитка. У каждого из сборов – своя история. Это еще один штрих к его «чайному» произведению.

   – Приехав на остров, мы привезли сюда груз актуальных психологических проблем и общие коллективные бессознательные… Но это остров Нега – он особенно нежен и рефлексивен, показывает нам свою реакцию – некую экзему, невротичность, психосамотическую аллергию. Не волнуйтесь, покраснение у Иван-Чая временное: краска водонестойкая – смоется с первым дождем, – объявляет художник.

Пейзаж, нарисованный телом

Сразу за раскрасневшимися зарослями Иван-Чая Андрей Кузькин заканчивает обустройство пяти свежевырытых ям. В каждую он кладет пленку, потом набивает толстым поролоном. А чтобы получившуюся «подушку безопасности» не было видно со стороны, набрасывает вокруг траву. Мне достается ямка с крапивным «ковриком».

«Явление природы или 99 пейзажей с деревом» – перформанс про человека и землю. Про необходимость жить и невозможность понять. Про желание стать растением, деревом, и нелепость этого желания, его неисполнимость», – гласит авторская концепция. 

Тренируемся стоять на голове

Фото: Мария Москвичева

Но легко ли стоять вверх тормашками, головой в земле? Тут нужны инструктаж и тренировка. Трубку – в рот, голову – в яму, фиксируем плечи, поддерживаем руками туловище, отталкиваемся ногами от земли – але-оп… И мир у тебя под руками в буквальном смысле. 

– Теперь руки вверх и держись! – командует Кузькин. Чтобы удерживать тело в таком положении, нужно напрягать каждую мышцу, а главное свой ствол — позвоночник. В кромешной тьме, ногами к солнцу, чувствуешь каждую клеточку. Ты – растение. Покачиваешь руками/ногами-ветками под дуновением ветра. Тело то и дело ведет в сторону. Через минуту силы оставляют, и ты падаешь наземь  – прямиком в крапиву. Искусство, как известно, требует жертв. Жертвы — это приношение искусству. 

Смельчаков, что решились испытать растительный образ жизни на себе, – пятеро. Каждый по очереди тренируется стоять головой вниз. Но вот закатное солнце уже начинает краснеть. Время коллективного ухода под землю. Естественного, ведь деревья ведь не носят одежду. Участники скидывают все лишнее…Абсолютно все!!!

Стыдно ли оголяться ради искусства? Никак-нет. До того ли, когда надо думать, как держать равновесие, не забывая дышать как дайвер, пока земля просачивается в твою дыхательную трубку? Эротический аспект в экстримальных условиях снимается вовсе.

Итак, «саженцы» готовы к посадке. Центр композиции занимает автор – Андрей Кузьмин.  По бокам от главного садовода три девушки,  автор этих строк и фотограф Марина Рагозина. Во втором ряду палисадника – предводитель островитян Сергей Катран и арт-блогер и издатель Дмитрий Фронт. Каждому предстоит простоять вверх ногами несколько минут. 

– Поехали! – слышится глухой отзвук в поземном мраке. Закидываю ноги, вытягиваю руки – по стойке смирно как солдат. Держусь минуты две. А потом ноги валятся наземь сами собой. «Созрела», – комментирует кто-то из зрителей. Следом «дозревают» остальные участники действа – и, как спелые, яблоки падают на поляну. Извлечь туловище из ямы – как заново родиться. Чувствуешь себя бароном Мюнхгаузеном, который тащил себя за волосы из болота, репкой из народной сказки и страусовой головой в песке. Мощный коктейль эмоций. 

– Я еще не наторчался! – шутит Кузькин, оглядев рассыпавшийся пейзаж, и снова ныряет головой в яму. И стоит так – минут десять. Кузькину не привыкать уходить головой в землю. Это его 73-й «пейзаж». Однажды Андрей стоял полчаса головой в сугробе. Подобные картины он рисовал в Воронеже и Кейптауне, в Берлине и Москве, в Лондоне и Красноярске. Но впервые устроил пленэр-наоборот на затерянном острове.

Как стать солнцем

Финальным стал перформанс «В честь уходящего солнца». Его место действия – уже не земля, а вода. Авторами акции выступили корреспондент «МК» и Дмитрий Фронт. Это  посвящение солнцу и воде. Кстати, вы знали, что Волгу когда-то называли Ра? Оказывается, у древнеегипетского бога солнца есть русские корни. Легенда гласит, что каждый день Ра доставлял светило с востока на запад, а потом обратно — с запада на восток. Вез по «небесной реке», на «Ладье вечности». Поэтому мы надели белые футболки, по которым пустили полосу акрила – небесного цвета, как мифическая река.  И исполнили символический танец в честь уходящего солнца, выкрикивая имя Бога солнца. Затем поклонились светилу – за то, что оно существует и завтра вновь посетит Землю.

«А смысл?»

Фото: Мария Москвичева

Русская нега – это ядреная смесь экстрима, психоанализа и радости. Иногда стоит стать деревом, солнцем и рекой, чтобы понять мир.  Испытано на себе. 

Р.S. Художники оставили остров Нега в чистоте и порядке. После того, как отплыла последняя лодка, остров растворился в тумане, и навсегда пропал с карты Земли.  Нега канула в лето.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 59 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля