Сегодня: г.

Какие санкции применяли к России: «золотая блокада» привела к «голодомору»

Фото: Global Look Press

Судя по исследованиям историков, первый международный выпад против России, который можно назвать популярным ныне словом «санкции», относится к далекому 1548 году.

Тогда государь Иван Васильевич (Грозный) для развития промышленности и ремесел в стране решил привлечь сюда мастеров-«учителей» из Европы – оружейников, врачей, ювелиров, рудознатцев, металлургов, строителей… Вербовкой желающих поехать в далекую Московию занялся саксонский купец Ганс Шлитте. Он набрал в городах Европы более 120 умельцев различных профессий. «Добро» на их выезд в Россию удалось получить от германского императора Карла V Габсбурга. Однако монарший «мандат» не сработал. Всех специалистов задержали в Любеке и развернули обратно, сам Шлитте провел в тамошней тюрьме два года. 

Сделано это было по просьбе тогдашних прибалтов – руководства Ливонского ордена. Ливонцы, обитавшие на территории нынешних Латвии и Эстонии, испугались, что, говоря современным языком, благодаря освоению западных технологий, Россия слишком усилится в военном и экономическом отношении.

В архиве сохранилось письмо ревельского магистрата от 19 июля 1548 года. Оно содержит просьбу сделать все возможное, чтобы не пропустить Шлитте и его спутников в Москву. А для пущей убедительности составители письма расписали страшную картину бедствий, которые могут постигнуть Ливонию и всю немецкую нацию, если московиты ознакомятся с военным искусством Запада.

Дело не ограничилось единичной санкционной акцией. В ту пору иностранные государства строго следили, чтобы товары между Московией и Европой перевозили только на торговых судах Ганзейского союза.

«Закручиванию гаек» способствовали успехи войск московского царя Ивана Васильевича, расширение им территорий своего государства. Опасаясь усиления России, наместник императора Карла V в Голландии герцог Альба в 1570 году на всегерманском депутационстаге во Франкфурте призвал «не посылать в Московию артиллерию, чтобы она не стала грозным врагом не только для империи, но и для всего Запада».

Для оправдания таких санкций власти многих европейских государств одобрили выпуск своеобразных антирусских листовок, в которых расписывались ужасы, творящиеся в стране на востоке. «…Русские ‒ дикари, варвары… У их царя минимум 50 жен, как в турецком гареме. Турки не являются самой страшной угрозой Европе по сравнению с русскими».

Впрочем, надежно запереть границу для желающих переехать в Россию специалистов не удалось. Немало западных мастеров «просачивались», обходя кордоны, в пределы Московского государства.

Попытки ограничивать торгово-экономические связи с Россией продолжались вплоть до периода царствования Петра Великого. Успехи этого императора в завоевании выходов к Балтийскому морю и созданию мощного русского флота превратили эту многолетнюю блокаду в бессмыслицу.

«Золотой» период российского могущества в Европе продлился до середины 19-го столетия. Неудачная для Империи Крымская война дала возможность ее «западным партнерам» вновь попытаться побольнее «ущипнуть» эту огромную державу.

Среди самых болезненных для имперского самолюбия санкций был установленный на Парижской мирной конференции 1856 года запрет России иметь на Черном море военный флот. Кроме того ее морская торговля с Европой через Средиземное море отныне находилась под строгим контролем «хозяев» пролива Босфор – Турции и Великобритании.

Но даже тогда, хотя ситуация для нашего государства складывалась очень неблагополучным образом, российские власти «держали удар». В историю вошло знаменитое высказывание главы российского МИДа Александра Горчакова, которое было донесено до европейских правительств: «Россия не сердится, Россия сосредотачивается».

Уже вскоре, воспользовавшись благоприятным моментом на международной арене, «сосредоточившаяся» страна смогла избавиться от большинства неудобных, обременительных для ее развития ограничений Парижского договора. В некоторых случаях наши прадеды проявили удивительную тактическую хитрость. Например, не имея официальной возможности строить мореходные корабли для Черноморского флота, наше адмиралтейство предусмотрело наличие на этом весьма вероятном в будущем театре военных действий нескольких быстроходных торговых пароходов Добровольного флота, которые в случае начала войны могли в считанные дни вооружить орудиями и превратить в крейсера. Именно это и произошло в 1870-е во время очередного русско-турецкого противостояния. Тогда наши «добровольцы» одержали на Черном море не одну победу над боевыми кораблями султана.

***

Самое масштабное санкционное давление на страну началось после Октябрьской революции. Желая «задушить» устроенный большевиками бунт, уже в 1919 году США и страны Антанты, помимо введения своих войск на территорию России, объявили молодой республике рабочих и крестьян экономическую блокаду. Были практически полностью прекращены поставки промышленных товаров, необходимого сырья, продовольствия.

Впрочем такой тотальный запрет просуществовал недолго. Убедившись, что в разгоревшейся Гражданской войне «красные» убедительно переигрывают «белых», Запад в начале 1920-го частично отменил введенные ограничения и разрешил хотя бы ограниченную торговлю с «Советами». В марте 1921 года большевикам удалось совершить настоящий прорыв экономической блокады, – ими было заключено полноценное торговое соглашение с Англией.

Дополнительный стимул к ликвидации санкций появился с введением в России НЭПа. К 1925 году от прежних ограничений практически полностью отказались. В конце 1920-х – середине 1930-х в СССР шли поставки уже от сотен американских, английских, итальянских, немецких фирм. В основном у «капиталистов» покупали технику, технологии и оборудование, необходимое для намеченной большевиками индустриализации страны.

Впрочем, развивая торговлю с Красной Россией, западные страны постарались одновременно приготовить для нее «капкан». И ввели новые иезуитские санкции. В том же 1925-м была узаконена так называемая «золотая блокада». США, Англия, Франция и еще несколько ведущих западных стран объявили, что отказываются торговать с СССР за золото, а взамен драгметалла потребовали от большевиков оплачивать приобретенные столь необходимые им западные товары и сырье «натурой» – нефтью, лесом, зерном… Главной целью такой ограничительной новации было спровоцировать сырьевой и продовольственный дефицит в СССР. Следует признать, что затея Западу удалась. По мнению ряда историков, именно такие условия международной торговли во многом стали причиной печально известного Голодомора в России и других республиках Советского Союза в 1932-1933 гг., в результате которого умерло свыше 7 миллионов человек. Золото вновь стали принимать у советской стороны в качестве оплаты лишь в начале 1930-х.

Однако и в условиях «золотой блокады» Америка ухитрилась дополнительно усложнить жизнь руководству большевистской России. В 1931-м США запретили ввоз лесоматериалов из некоторых зон СССР. Свой шаг янки объяснили тем, что таким образом они протестуют против использования на лесозаготовках принудительного труда заключенных ГУЛАГа. Впрочем запрет продержался лишь до осени 1933 года. Сочувствие к русским «серым бушлатам» оказалось перевешено экономической выгодой от получения древесины из России. Бизнес превыше всего!

Всплеск западных санкций спровоцировала «зимняя война» СССР с Финляндией 1939-1940 гг. Советский Союз даже исключили из Лиги Наций – предшественницы ООН. Впрочем из-за очень сложной военно-политической обстановки, складывающейся тогда в Европе из-за агрессивных действий нацистской Германии, такие ограничительные меры были в значительной степени символическими. Впрочем, Соединенные Штаты, например, запретили поставки в СССР техники и материалов для авиации. Однако даже эти ограничения были прекращены после начала Великой Отечественной. 

х х  х

На протяжении нескольких военных лет – с 1941-го по 1945-й ситуация складывалась удивительным образом. Это был чуть ли не единственный период в истории наших экономических отношений с Западом, когда «капиталисты» проводили по отношению к России «антисанкционную» политику. Вынужденно оказавшись с большевиками союзниками в борьбе со «странами оси», Америка, Англия и их партнеры наладили поставки в СССР вооружения, продовольствия, оборудования, техники, стратегического сырья, необходимого для ведений успешных боевых действий против общего врага.

Эта «сказка» закончилась почти сразу после Победы. А уже вскоре прежнюю боевую дружбу сменила «холодная война». В 1947-м тогдашний президент Трумэн стал автором знаменитой доктрины, названной его именем, целью которой было сдерживание СССР во всех областях.

Во исполнение доктрины Трумэна весной 1948-го США резко ограничили экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружений в СССР и подконтрольные ему страны Восточной Европы. В 1949 году был утвержден Закон об экспортном контроле. В Штатах разработали хитроумную стратегию поведения в торговых отношением с «Советами» – так называемое «контролируемое технологическое отставание». Смысл ограничений простой: технику и технологии можно продавать в социалистические страны не раньше чем через 4 года после начала ее серийного выпуска в Америке. Пусть «восточный блок» пользуется «старьем»!

С тех самых пор на протяжении вот уже более 70 лет Советский Союз, а позднее Россия практически постоянно испытывали на себе давление тех или иных западных санкций.

Они варьировались в зависимости от конкретных обстоятельств. Например, когда в начале 1960-х в Союзе строили нефтепровод «Дружба» для поставки важного органического сырья в страны соцлагеря, американцы и их европейские партнеры объявили запрет на продажу СССР труб, которые необходимы были для прокладки «Дружбы». В нашей стране с производством подобной продукции возникли проблемы. Поэтому нефтепровод достроили и запустили в действие позже запланированных первоначально сроков.

Фактически повторение такой ситуации было в начале 1980-х. Тогда Америка, возглавляемая президентом Рейганом, ввела запрет на поставки в СССР труб и оборудования для строительства газопровода Уренгой – Помары – Ужгород, ведущего в Западную Европу. Альтернативой американским трубам большого диаметра была такая же продукция производства ФРГ. А те не стали поддерживать запретительную инициативу своего старшего партнера и извлекли из ситуации немалую выгоду для себя: воспользовавшись благоприятной конъюнктурой, западные немцы сразу же подняли цены.

Поводом еще для одной санкционной атаке послужило решение властей СССР ввести закон, согласно которому эмигранты – бывшие выпускники советских вузов, собравшиеся покинуть страну, должны были перед отъездом компенсировать государству затраты на полученное ими высшее образование. Для многих из уезжающих суммы набегали неподъемные – 10-12 тысяч рублей. На западе расценили такой шаг, как противодействие «демократическим порывам» людей, несогласных с политикой тоталитарного государства. В итоге американские конгрессмены СССР наказали, введя в 1974 году печально известную «поправку Джексона-Вэника». В соответствии с ней отныне вводились повышенные тарифы на импортируемые американские товары, а также запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, госкредиты тем странам, где существуют серьезные ограничения на эмиграцию и другие основополагающие права человека. Была прекращена выдача лицензий на продажу Советскому Союзу высоких технологий, значительно ограничен экспорт продукции электронной промышленности.

Поправка Джексона-Вэника просуществовала почти 40 лет, и была официально отменена лишь в 2012-м (правда, последние четверть века этот закон формально находился в режиме моратория).

Зато практически сразу подоспел черед нового наказания. На сей раз оно было связано с так называемым «Делом Магнитского» – смертью в тюремной камере одного из обвиняемых по крупной финансовой афере. Посчитав, что этот человек стал жертвой «режима», Штаты объявили о принятии «Списка Магнитского», куда вошли несколько высших российских чиновников и руководителей силовых ведомств, которых на западе посчитали виновными в произошедшем. В отношении всех этих людей были введены различные санкции

Еще в одном случае поводом для введения санкционных ограничений послужил воздушный инцидент. После того, как в сентябре 1983 года на Дальнем Востоке силами советской ПВО был сбит корейский «Боинг», вторгшийся в воздушное пространство СССР, Америка блокировала воздушное сообщение с Союзом. Однако такой запрет больно ударил по американским авиакомпаниям. Теперь их лайнерам, совершающим пассажирские рейсы в страны Азии, приходилось делать большой крюк, облетая новую «запретку». Корыстные аргументы в конце концов перевесили, и несколько месяцев спустя свои санкции Вашингтон отменил.

Случалось санкционное давление и в спортивной области. Наиболее масштабной стала эпопея с проведением Московской олимпиады-80. Из-за случившегося за полгода до нее ввода советских войск в Афганистан многие страны во главе с США выступили за перенос Игр из «страны-агрессора» в другое место. А когда МОК все-таки не пошел на столь радикальный шаг, Соединенные Штаты, их союзники по НАТО и еще ряд государств – свыше 60 стран решили бойкотировать Олимпиаду. Впрочем спортсмены из большинства этих «представителей оппозиции» все-таки участвовали в соревнованиях, но выступали в качестве независимых атлетов.

Последним (по отношению к нынешней ситуации) обострением антироссийской санкционной лихорадки стали события на юго-востоке Украине и возвращение Россией Крыма в 2014 году. В качестве наказания за такое «самоуправство» коллективный Запад ввел ряд запретов на ведение финансово-экономической деятельности на территории Крымского полуострова, были также объявлены ограничительные меры, касающиеся ряда наших политиков, государственных и коммерческих компаний.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 55 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля