Сегодня: г.

Кинематографический Курск: от Малевича до майора Измайлова

Кадр из фильма «Амурская Голгофа»

На Почтовой улице в Курсе сохранился полуразвалившийся дом, в котором совсем не долгое время снимала жилье семья будущего основоположника супрематизма Казимира Малевича. Фасад затянут пленкой с изображением работ художника. Там хотят открыть музей. Дома по другим адресам, где жила семья, давно исчезли с лица земли. А родился Малевич в Киеве. В Курск он перебрался с родителями в 1896 году и прожил там около восьми лет — женился на дочери местного фельдшера, венчался в ныне действующем римско-католическом храме Успения Богородицы, работал чертежником в управлении Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Теперь студенты железнодорожного колледжа приходят на фестивальные показы.  

Режиссер Алена Рубинштейн после показа фильма «Флешмоб» с студентами железнодорожного колледжа.

Фото: Светлана Хохрякова

В программе представлены были игровые и документальные фильмы, победители московского «Сталкера». Документальная картина «В лысого не стрелять!» Анны Артемьевой — о майоре Измайлове, о том, в кого во время войны  в Чечне никогда не стреляли. Он прошел афганскую войну, а в начале 90-х  работал в военкомате города Жуковского. После гибели в  1995-ом одного из призывников не смог жить как прежде и поехал в Чечню. Измайлов не сделал ни единого выстрела и за пять лет освободил из плена  порядка 174 человек с той и другой стороны. У него нет наград. На него двадцать лет назад завели уголовное дело. Его имя прозвучало в нобелевской речи Дмитрия Муратова.     

Игорь Калядин – выпускник Школы-студии МХАТ, в прошлом — актер театра «Современник» — теперь снимает документальное кино. Его фильм «Александр Аскольдов. Жизнь и судьба» еще раз напомнил о трагической судьбе картины «Комиссар» и его режиссера Александра Аскольдова. Самое поразительное, что  Калядин никогда не встречался со своим героем. Аскольдов умер в 2018 году и последние годы жил в Берлине. Так что фильм создавался на основе киноматериалов 2003 года, предоставленных Фондом Ролана Быкова  по инициативе актрисы Елены Санаевой. 

Счастье, что Калядину удалось встретиться с вдовой Аскольдова Светланой, приехавшей в Москву из Швейцарии и надолго оставшейся в России из-за пандемии. И получилось кино большой эмоциональной силы. Считавшийся в СССР идеологически вредным фильмом «Комиссар» снят по мотивам рассказа «Дело было в Бердичеве» Василия Гроссмана о гражданской и братоубийственной войне, женщине, ставшей комиссаром Красной Армии, родившей ребенка в дни всеобщей беды. Съемки проходили на Украине в Каменец-Подольском. 

Аскольдова называли человеком с перебитым хребтом. Его, сына «врага народа», приютили чужие люди, сгинувшие потом, скорее всего, в Бабьем Яру. Он стал референтом министра культуры Фурцевой, надеясь сделать что-то полезное. Полгода Аскольдов жил у актера Николая Черкасова в Ленинграде, пока шли репетиции булгаковского «Бега», а он был одним из первых, кто опубликовал статью о нем, и это было неслыханно  по тем временам. 

Автор «Комиссара» говорил: «Страну раздирали и раздирают национальные и межрелигиозные противоречия. Мы должны задуматься. Я глубоко убежден, что моя картина выйдет на экран и принесет огромную пользу людям. И пока это не произойдет я буду считать свою миссию в жизни не выполненной».

«Комиссара» закрывали восемь раз. Его могли сжечь во дворе киностудии, если бы Аскольдов не обратился к помощнику Михаила Суслова со словами: «Была страна, где жгли книги. Теперь появилась страна, где жгут фильмы». И «серый кардинал» наложил резолюцию: «Прекратить безобразие». Так «Комиссар» был спасен от тотального уничтожения, после чего его на двадцать лет положили на полку.

Аскольдова в 1985-ом уволили из Концертного зала «Россия», где он был главным режиссером, обвинили во всех смертных грехах, называли жуликом, грозили семью годами тюрьмы.

В фильме Игоря Калядина есть кадры, где Нонна Мордюкова рассказывает, как ходила защищать его в суд, и ее поразили фиолетовые рейтузы судьи, выглядывавшие из-под юбки.

В июле 1987 года Аскольдов спонтанно выступил на Московском международном кинофестивале, где присутствовал писатель Габриэль Гарсиа Маркес, кинематографисты Роберт Де Ниро, Ванесса Редгрейв, Витторио Де Сика, и рассказал, что его фильм двадцать лет лежит на полке. Только тогда устроили показ. 

Елена Санаева рассказывает в фильме Калядина о малоизвестном факте. Руководство Союза кинематографистов сделало все, чтобы «Комиссар» уже после того, как его сняли с «полки», не был выдвинут на Ленинскую премию. В противовес решили выдвинуть умершего к тому времени Тарковского.

«Амурская Голгофа» Юлии Серьгиной – еще один фильм, неизменно вызывающий бурную реакцию у зрителей. Его герой – таксист с Дальнего Востока  Виктор Торопцев — организовал собственный Youtube-канале «Витёк Live», чтобы говорить правду и вести борьбу  с местными чиновниками, поскольку жить так, как живут в его городе нельзя. Он становится народным журналистом и мечтает превратить свою землю в цветущий край.  

Один из фестивальных показов проходил в Курчатове, знаменитом городе атомщиков, где расположена АЭС. День был тревожный, поскольку накануне сложилась опасная ситуация на Запорожской АЭС. Пришлось отменить все экскурсии, которые проводятся на курчатовской станции. Путеводители по городу сообщают, что местная АЭС идентична Чернобыльской, поэтому многие фильмы про Чернобыль снимались в Курской области. 

К 20-летию чернобыльской катастрофы в Курчатове установили памятник «Журавли». Три тысячи курян принимали участие в спасательной операции, и теперь колонны монумента олицетворяют энергоблоки Чернобольской АЭС, а вокруг условного места взрыва установлены символы Украины, Белоруссии и России. В Курчатове снимал свой фильм «Чернобыль» Данила Козловский.

Местные жители говорят, что ожидали увидеть совсем другое кино, более подробное, с детальным изложением событий катастрофы. Они были слегка разочарованы тем, что в центре фильма оказались деяния и переживания главного героя, которого сыграл Козловский. Американский сериал «Чернобыль» снимался на Игналинской ОАЭ в Литве, и всех восхищает хронологической точностью. 

Режиссер Юсуп Разыков со зрителями.

Фото: Светлана Хохрякова

Жителям Курчатова в рамках «Сталкера» показали «Танец с саблями» Юсупа Разыкова, действие которого происходит в Молотове, нынешней Перми, куда в годы войны эвакуировали Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, и где выдающийся советский и армянский композитор Арам Хачатурян работал над балетом «Гаяне», сочинил «Танец с саблями». Режиссер Юсуп Разыков рассказывает: «Наш фильм охватывает короткий период  жизни Хачатуряна, когда в декабре 1942-го он написал «Танец с саблями». Написал, можно сказать, из-под палки, а оказалось, что создал самое главное свое произведение. Я побывал в Пермском театре оперы и балета, где все и происходит, благодаря фестивалю «Сталкер» со своей картиной «Керосин», которую снимал практически параллельно. «Танец с саблями» мы сняли за 14 дней в Ярославле и Ереване, где мы неожиданно оказались в  революционном море, при смене правительства. Кто-то из местных руководителей считал, что Хачатурян — рудиментом советской эпохи, и от темы геноцида попытался избавиться. Я уверен в том, что холокост стал возможен, потому что весь мир промолчал о геноциде».  

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 69 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля