Сегодня: г.

Крымчане поделились опытом жизни в условиях санкций: как обойтись без брендов

Фото: Global Look Press

   В 2014-м украинские банки ушли с полуострова, забрав вклады крымчан, но и не выбив кредиты. На их место очень быстро пришли российские, хоть и не самые крупные. Если до 2014 года в Крыму работали 80 украинских банков, то сегодня по данным Банка России – шесть. Но ни один из материковых гигантов зайти в Крым не решился. Например, «Сбербанк», «ВТБ», «Газпромбанк» и другие. Зачем в Крыму отделения этих банков? Да, чтобы составить конкуренцию и предложить более выгодные ставки. Но это не помешало крымчанам обзавестись карточками материковых банков. Одни делают карточки в Москве, другие — ездят в Краснодар. Справились.

  Турагент из Симферополя Наталья Демина в 2014 году серьезно переживала, что для крымчан зарубежный туризм будет недоступен, наши загранпаспорта будут недействительными, визы в Европу не будут выдавать. С крымской пропиской в Европу и Америку, действительно, не попасть. Однако оказалось, есть огромное количество стран, куда крымчане совершенно свободно могут летать, и где нас рады видеть. «Африка, Азия, Карибы и Ближний Восток. За эти годы я лично 3 раза свозила группы на Бали, Маврикий, были на Мальдивах, в Мексике, а в самом сложном 2020 году мы открыли Занзибар, – с восторгом рассказывает Наталья. – Вы спросите про карты крымских банков, которые не работают за границей? Все крымчане съездили в Краснодар, Москву и оформили себе карты. Всё решаемо. Кстати, а вы знаете, что в магазинах Армении уже появилась реклама «оплатите картой «МИР»?». 

   Отдельная история про шопинг для крымчан. Из-за санкций у нас в Крыму нет многих брендов, поэтому в любой стране крымчанки «выносят» магазины Zara — взрослые и детские отделы. «Мы смеёмся над этим, всегда выставляем в соцсетях фотку с шопинга с хештегом #крымчанепоймут, – продолжает Наталья. – А вообще, всё можно через местных байеров заказывать. Недавно в Duty Free Дубая я купила швейцарские шоколадные конфеты, бережно везла их домой, а потом увидела такие же в Симферополе в магазине. Так что всё можно «обойти»: спросите у крымчан».

   Кстати, под тем же хештегом #крымчанепоймут жители полуострова, приезжая на материк,  первым делом идут в «МакДональдс». Что тут скажешь: запретный плод сладок. На полуострове были 3 точки американского фастфуда: в Симферополе, Ялте, Севастополе. Все собирали огромные очереди. После того, как «МакДак» покинул крымскую землю, их рестораны переделали под местные заведения быстрого питания. Думаете, долго будет пустовать точка на набережной Ялты?

  Все преграды  можно обойти

Сергей Плюхов занимается производством бетонных изделий, фигурных элементов мощения. Если до 2014 года закупали цемент в Украине, то теперь все материалы крымского происхождения, есть соседний поставщик – из Новороссийска. «Месторождения песка есть в Крыму, цемент покупаем в Бахчисарае, Новороссийске. Мы легко перестроились, у нас не было ни дня простоя. Где-то пришлось изменить логистику. Если в украинскую бытность белый цемент из Турции приходил сразу в Севастополь, то теперь он проходит через Ростов. Мы всё поменяли буквально за неделю», – делится опытом бизнесмен.

  Сегодня, когда общей истерии и травле подверглись российские спортсмены, их как никто другой поймет крымский брат. После референдума крымские спортсмены встали перед выбором: нести свои награды и звания в Российскую Федерацию или переезжать в Украину. Олимпийский чемпион по спортивной стрельбе Артур Айвазян вспоминает, как Федерация стрельбы Украины не позволила крымским спортсменам выступать за Россию. А по международным правилам, если нет консенсуса между странами, которые условно «делят» спортсмена между собой, то в этом случае наступает трехлетний карантин. «Из-за этого трехлетнего карантина мы, не имея возможности выезжать на крупные соревнования, очень сильно откатились назад, – сетует олимпийский чемпион. – Но мы не опустили руки и продолжили выступать на внутренних российских соревнованиях. Первые несколько лет нам очень помогал Стрелковый союз России. Это касалось финансов, выездов, оснащения боеприпасов, спортивной экипировки. Мы ни на один день не прекратили свои тренировки. А тут и подоспела новая спортивная школа олимпийского резерва по стрельбе в Симферополе. Мы дождались окончания карантина, некоторые спортсмены начали выезжать на соревнования в составе сборной России, завоевывая медали на чемпионатах Европы, мира. Сегодня российские стрелки будут выступать на внутренних соревнованиях. Спортивная жизнь не должна ни на секунду останавливаться, потому что трудные времена пройдут, мы должны быть готовы защищать флаг и гимн».

  Косметолог Зарема Куклина предрекает, что из-за повышения цен на препараты возрастут услуги в салонах красоты, но чего не стоит опасаться, так это дефицита товаров. Сама она уже присматривается к аналогам привычных средств. Товарами довольна. «Многие косметологи используют не только препараты США и Европы, но и Южной Кореи, Израиля, есть хорошие российские аналоги, – рассказывает Зарема. – Внутренний рынок готов меняться, адаптироваться к ситуации. Не думаю, что нужно опасаться прекращения поставок ботокса в Россию. Он используется не только в косметологии, но и в медицине. Кстати, в России есть свой ботокс, и он очень хороший. Мы не в 90-х, когда ничего не было. Я сейчас присматриваюсь к белорусской косметике, есть прям «топчик». А вообще, для российских производителей — это хороший шанс показать рынку свои возможности и доказать конкурентоспособность препаратов, преодолев скепсис многих косметологов в отношении отечественных медицинских изделий».

  Главное — оптимизм

  Материковые, или, как еще себя называют новые жители Крыма, «понаехавшие», переезжая на солнечный полуостров ради моря и благоприятного климата, понимали, от каких благ цивилизации отказываются. Они оценили и прониклись оптимизмом крымчан, которые живут под санкциями все 8 лет. 

   Евгения Шульга уже 5 лет живет в Севастополе. Переехала она с семьей из Москвы. По ее словам, груз санкций они не испытывают, скорее, это неудобства из-за отсутствия привычных сетевых магазинов. «Здесь нет крупных российских продуктовых магазинов, но есть местные супермаркеты, под боком качественные вкусные фермерские продукты. Нет магазинов иностранных брендов, но альтернативой стал Wildberries, на котором можно заказать всё, что угодно. Мы все одеты и обуты, большого дискомфорта в связи с этим не испытываем. Чувствовалась нехватка «IKEA», но были посредники из Краснодара, которые доставляли товары. Помогают  Iherbs и AliExpress. Сегодня снова будем искать аналоги. Среди переехавших бытует мнение, что в Крыму мы перешли на более осознанное потребление: отсутствие этих точек помогает избежать ненужных покупок. Кстати, неудобства из-за санкций было больше не от отсутствия иностранных компаний, а от российских, которые не зашли на полуостров. Переехавшие со своими материковыми сим-картами оказались в роуминге, приходилось менять симки на местных операторов. Не было наших банков, но можно было пользоваться картами. А когда истекал срок годности, ездили на материк. То, что в Крыму не было «МакДональдса» и KFC — для меня, как для матери двоих детей, это наоборот большой плюс. Есть нюансы в работе мужа: он занимается ремонтом машин, многие запчасти приходится заказывать на материке. В Севастополе я продолжила заниматься любимой работой – кинофестивалями, здесь проводят как местные, так и российские. Только вот не все наши актеры соглашаются приезжать в Крым, опасаясь санкций…». 

   Все сходятся во мнении, что санкции открывают новое окно возможностей для местных, российских компаний. Что это даст толчок для развития своего. Например, крымские ученые готовы делиться своими достижениями в сфере сельского хозяйства. Так, на базе агропромышленного колледжа КФУ была создана лаборатория по производству безвирусного посадочного материала, и теперь сельхозпроизводители республики будут обеспечены высококачественными саженцами плодовых культур, которые раньше закупали за рубежом. А семья Федоровых, риэлторов из Новосибирска, переехав в Севастополь, исполнила свою давнюю мечту – открыла цех по производству спортивной одежды. И пока многие оплакивают уход известных брендов из страны, они обшивают всю Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и другие страны СНГ.

  Если маленький, но упертый Крым сумел адаптироваться, то большая и сильная Россия тоже сможет. Как говорит глава республики Сергей Аксенов, «главные наши враги – доходы и цены, но точно не санкции».

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 67 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля