Сегодня: г.

Международный конкурс «Арабеск» прошел невзирая на международные обстоятельства

Золотая лауреатка конкурса «Арабеск» по младшей группе Валерия Кузнецова. Фото Антон Завьялов.

Из 146 заявок из 17 стран мира, которые на основной конкурс поступили первоначально фактически в нем участвовало лишь 56 человек: 20 в младшей группе и 36 в старшей. И кроме француза Клемана Гийома, приехавших из-за рубежа участников на конкурсе, не было. Представители Греции, Турции, Японии, участвовавшие в конкурсе — учатся и работают на территории России.  

Сам же Гийом Клеман пробирался в Россию более трех суток, пытаясь пересечь несколько государственных границ. Естественно на жеребьевку он опоздал, так что выступал в конкурсных состязаниях последним. Ему 23 года, он обучался в Centre choreographique Christian Conte & Martine Chaumet и Dutch National Ballet Academy, три года он проработал в Америке (Columbia Classical Ballet), до этого конкурса стал лауреатом первой премии International Ballet Competition (Нью-Йорк, США, 2018) и на «Арабеске» своим появлением произвел сенсацию.

Серебряный лауреат конкурса «Арабеск» Гийом Клеман. Фото — Андрей Чунтомов.

— Ехал очень долго, – рассказывает мне Клеман. — Сначала пробовал приехать через Эстонию на автобусе, но мне не разрешили. Потом удалось заказать билет через Стамбул. Из Стамбула летел в Санкт-Петербург, потом в Москву, а оттуда в Пермь. У меня не было балетного класса 4 дня, и в день своего первого выступления на конкурсе, утром я взял наконец урок. 

— Ради чего такие мучения?

— Чтоб танцевать, потому что я люблю русских танцовщиков и тоже хотел бы стать «русским» танцовщиком и работать в русской компании. Хочу выучиться в Москве или Санкт-Петербурге. Здесь самый лучший балет во всем мире. Нуреев —  мой любимец, и конечно Владимир Васильев.

Проблема Клемана в небольшом для балетного танцовщика росте — 1 метр 68 сантиметров. Впрочем, рост такой же как у Барышникова и выше чем у Нижинского. Но по нынешним временам он все же маловат. При этом огромный зависающий прыжок и умопомрачительная техника. Сенсацию он произвел на третий день конкурса, когда наконец добрался до Перми, в вариации Актеона из II акта балета «Эсмеральда». Не смотря на необходимость подготовки и ежедневных репетиций, француз выкроил время и посетил знаменитый архитектурно-этнографический музей под открытым небом — «Хохловка», где видел избы и храмы построенные без единого гвоздика, участвовал в русских народных плясках, и слушал крюковое пение старообрядцев. На конкурсе «Арабеск» он завоевал II премию и серебряную медаль (разделив её с пермским танцовщиком Олегом Мангадаевым), а так же диплом жюри прессы «за благородство манер и чистоту стиля в исполнении русского классического наследия», опередив при этом такого темпераментного, мужественного и технически совершенного танцовщика, как Георгий Болсуновский из Красноярска, завоевавшего на этот раз бронзу.

Гийом Клеман в Хохловке. Фото — Павел Ященков.

Премьера Красноярского театра оперы и неоднократного лауреата различных международных конкурсов балета, обладателя «Гран-при Сибири» на конкурсе опередил и премьер пермского театра Георгий Еналдиев, ставший обладателем золотой медали. Однако по технической оснащенности и мастерству, эти танцовщики оказались примерно равны и здесь, явно, сказалось желание жюри присудить первую премию местному артисту… Тем более, что Георгий Еналдиев, начинавший свою карьеру в народном осетинском ансамбле, подобрал для своих выступлений не слишком «затертые» на конкурсах номера, и был по настоящему неотразим в вариациях Фрондосо из балета «Лауренсия» или Армена из «Гаяне». Отлично местный премьер смотрелся и в современной репертуаре, завоевав, как исполнитель, вторую премию в конкурсе современной хореографии. 

Разделил Георгий Еналдиев эту премию с пермяком Генрихом Райником, отлично показавшимся на конкурсе «современников»…  Пермское училище вообще является цементирующей основой конкурса «Арабеск» и кует первоклассные кадры не только для пермского театра оперы и балета, но и для многих мировых компаний, в числе которых Большой и Мариинский.  Многие его представители  стали его призерами и лауреатами. 

Так главным открытием конкурса стала ученица второго курса пермского училища Валерия Кузнецова (класс Е. Щегловой), завоевавшая золотую медаль в младшей группе. Кроме того, в качестве исполнительницы, она удостоилась золотой медали и конкурса современной хореографии, став ещё и обладательницей целой кучи премий, дипломов, призов, числе которых был и «Приза зрительских симпатий».

Серебряной призёркой конкурса по младшей группе стала второкурсница этого же училища Дарья Чугунова, прекрасно выступавшая в дуэте со своим однокурсником Львом Копыловым. Бронзовая медаль опять же у пермячки, однокурсницы этих ребят  Дианы Товтын (разделила она эту премию с учащейся Вагановской академии Ангелиной Карамышевой). В старшей группе такая же ситуация: обладательницей серебряной медали стала японка Михиро Мории, студентке III курса пермского училища, а бронза у её однокурсницы Веронике Стерховой. 

Среди мальчиков в младшей группе лауреат только один: серебряную медаль получил Иван Одинцов из Якутска, а первая и третья премия в этой номинации не присуждались. Артемий Макаров, ученик художественного руководителя пермского училища и члена жюри «Арабеск» Владимира Толстухина. В январе ему исполнилось 19 лет и по правилам конкурса он выступал по старшей группе. Но соревноваться с профессионалами, много лет работающими в театре, ему конечно было трудно. Тем не менее он стал дипломантом конкурса, и в соревновательной программе выступил блестяще, причем как в классической, так и современной хореографии: со своей однокурсницей Вероникой Стерховой они прекрасно станцевали номер Алексея Мирошниченко «Я тебя не люблю» на музыку Курта Вайля в исполнении знаменитой оперной дивы Терезы Стратас. А ещё до конкурса Артемия Макарова пригласили в Москву, в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича –Данченко…

Дипломант конкурса «Арабеск» Артемий Макаров и бронзовая лауреатка конкурса «Арабеск» по старшей группе Вероника Стерхова. Фото Никита Чунтомов.

Этот балетный театр, второй в Москве после Большого, на конкурсе представляла пара отлично выученных танцовщиков: Ксения Абдукаримова и Георгий Стельмах. Артисты «Стасика» на конкурсах ранее не участвовали, так что «Арабеск» стал для них дебютом. Здесь они дошли до третьего тура и заработали дипломы, и сейчас подали заявку уже на Московский международный конкурс, который пройдет на сцене Большого театра через месяц.

Большой и Мариинка на конкурс своих артистов не прислали, как и Московская академия хореографии. Но помимо пермского училища, на конкурсе блестяще показалось и московское хореографическое училище при театре танца «Гжель». Студентка II курса Ульяна Васильченко (педагог Богдана Лапина) вытянула на жеребьевке «№ 1», так что «Арабеск» открывала именно она, и все на конкурсе прекрасно понимали, на сколько это для неё было волнительно. Тем не менее с вариацией принцессы Флорины из «Спящей красавицы» на первом туре она справилась превосходно, как и со сложнейшей вариацией Аспичии, сочиненной французом Пьером Лакоттом для возрожденного им старинного балета «Дочь фараона», за что получила ещё и спец-приз Юрия Зорича «За частоту техники и артистичность исполнения».

Но самая главная победа «Гжели» на «Арабеске» — золотая медаль по старшей группе Алеси Лазаревой, первый год работающей в труппе Государственного академического театра «Классический балет» Н. Касаткиной и В. Василёва. А присужденный Алеси Лазаревой, помимо золотой медали, Приз имени Галины Улановой «За одухотворенность танца» её безоговорочную победу на конкурсе только подтвердил. Ночью узнав о присуждении ей первой премии и золотой медали, в свою победу она поначалу даже не поверила.

— У меня не то что не было цели выиграть конкурс, просто задача стояла другая: хорошо станцевать, выложиться так, как мы репетировали с моим педагогом Алевтиной Александровной Лисиной в театре.

Золотая лауреатка конкурса «Арабеск» Алеся Лазарева. Фото — Андрей Чунтомов.

Проводимый в рамках «Арабеска», конкурс современной хореографии в Перми традиционно сильный, и, пожалуй, наиболее влиятельный из российских конкурсов такого рода. На конкурс было подано 99 заявок: 71- от хореографов, и 28 от исполнителей современной хореографии. Первая премия среди хореографов в этот раз на «Арабеске» присуждена не была, а вторую за постановку своеобразного номера «Маргарита», по мотивам романа А. Дюма «Дама с камелиями» и оперы «Травиата» сочиненной Верди по этому же роману — получила московский хореограф Лилия Симонова.

Премии среди исполнителей на этот раз достались не тем, кто специально приехал принять участие в «современном» конкурсе, а «классикам» участвовавшим в основном, по условиям которого, в его рамках тоже традиционно предусмотрено исполнение номера современной хореографии. Тут все награды у пермяков. Удивительно, что уважаемое основное жюри никак не отметило поражающий воображение танец Никиты Повалихина – необыкновенно экспрессивный, переливающийся текучей пластикой и, кажется, не на миг не останавливающийся.  Но ещё более необычным в нем было исполнение: необыкновенной красоты тело  танцовщика было, кажется, лишено костной структуры, настолько пластично и податливо музыке, что порой казалось слепленным из пластилина.

Основное жюри было реабилитировано решением жюри прессы, среди других, отметившего этого уникального танцовщика. Юноша только-только закончил Академию танца Бориса Эйфмана. Ведь только в этой академии из всех хореографических учебных заведений России можно профессионально научиться танцевать не только классику, но основательно изучить настоящий современный танец. 

— Мне кажется, что общий средний уровень на конкурсах всё повышается, здесь всё больше появляется современного танца как такового. То есть если раньше мы видели в основном классический танец, чуть-чуть видоизмененный, и это представлялось нам как современная хореография, сейчас это уже всё больше и больше похоже на современную хореографию – говорит мне комментируя итоги конкурса современного танца хореограф и член жюри «Арабеска» Александр Могилёв. — Меня вообще радует, что чаще и чаще появляются люди, которые не изображают современный танец, а именно им и занимаются.  

— Порадовал ли вас на этот раз конкурс современной хореографии? Видны ли какие то проблески в развитии современной хореографии в России, или ситуация безнадежная? – спрашиваю я художественного руководителя конкурса «Арабеск», председателя жюри, и наконец, просто легенду балета Владимира Викторовича Васильева. 

— Вот опять я слышу: как у нас безнадежно с современной хореографией! Кто это сказал? В современной хореографии, как и в любой другой, талантливые хореографы — единичны. Неважно, в России или за рубежом. И здесь и там, я часто вижу общую проблему для современных хореографов — увлечение чистым движением в ущерб его осмысленности и одухотворенности. Или даже эпатажем в желании просто отличиться от других. Режиссерского видения при постановке танца нет у многих, особенно когда дело касается крупных форм. Нам надо перестать везде писать, что мы от кого-то в чем-то отстали и просто работать на то, чтобы наши талантливые российские молодые постановщики получали, как и в классике, широкое хореографическое и общее образование и возможность осуществлять свои творческие замыслы не только на конкурсах и фестивалях, или в творческих мастерских. Уверен, талантливой молодежи у нас ничуть не меньше и в этом виде танца.

— Вы наверное, задумывались, имеет ли смысл проводить конкурс в нынешней ситуации. Почему решили, что конкурс проводить все таки нужно?

— Как показал этот конкурс, не только есть смысл, но и потребность в нем для этих молодых, растущих артистов: испытать себя, заявить о себе, увидеть других, общаться со своими коллегами и сверстниками из разных уголков нашей огромной страны. Кроме того, Пермь — особый в смысле балета город: здесь сильная школа со своими традициями и историей, выпустившая немало замечательных артистов, да и хореографов. Для этой школы конкурс тоже очень важен, чтобы не замыкаться в своих стенах, чтобы опробовать свои силы, свериться с общими современными тенденциями. Я рад, что несмотря на трудности, конкурс состоялся и получился, пусть и не таким масштабным, как ожидалось, но интересным. А вообще в принципе, я мог бы ответить одной фразой, которую всегда относил к себе: в искусстве нужно делать то, что не можешь не делать. Мне казалось, что люди вокруг меня на конкурсе разделяли это мое отношение.

— Из-за невозможности приехать в Россию, в конкурсе приняло участие значительно меньшее количество танцовщиков, чем предполагалось первоначально. При этом иностранцев, соревновавшихся на конкурсе, вообще единицы. Не снизило ли это уровень конкурса?

— Мы все живем в мире, какой он есть сейчас. Понятно, что мы не увидели множества других артистов из разных стран, коих должно было приехать рекордное количество. Даже не все российские участники смогли приехать из-за проблем с отменой самолетов. И все же на конкурсе появилась звездочки — и я вижу, что потенциал у конкурса огромный.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 38 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля