Кадр из фильма «Синий лев». Пресс-служба фестиваля
Жил себе мужичок в деревне, увидел в реке котенка, спас его от верной гибели и принес домой. А когда подрос, оказался синим львом, стал по хозяйству помогать, как лошадь землю боронить. Никому не мешал.
Но соседи накатали жалобу, и прислали из города солдат с пушкой. Дед собрал свои пожитки, загрузил дом на тележку, и отправились они с синим львом счастье искать на чужбине.
Примкнула к ним корова, вымя у которой разрослось до невероятных размеров..Шли долго через таинственный лес, спасались коровьим молоком, поили им на пути всех страждущих — то ли муравьев, то ли других диковинных насекомых, явившихся словно из царства мертвых. Так и брели неведомо куда, пока не дошли до царства разноцветных львов, где царят мир и согласие, где тебя принимают таким, какой ты есть. Пальмы там покрасили как березки, а на березках на родине деда выросли бананы. Вот такой памятник дружбе людей и животных построила Зоя Трофимова.
Уроженка Свердловска, она много лет живет и работает во Франции. Приехать в Суздаль не смогла, но свой фильм отправила на конкурс. Это большая 17- минутная картина, по анимационным меркам — настоящее полотно. Сделана она в содружестве двух студий – российской и французской — в стиле домовой росписи.
Современные события, когда люди вынуждены покидать свои дома и отправляться на чужбину, часто не зная куда, воспринимается по-особому, и тема это, увы, вечная. Когда-то Зоя как художник принимала участие в картине Михаила Алдашина «Рождество». Теперь они вместе поработали на симпатичном трехминутном фильме «Крылья для друга» по сказке Юлии Ивановой.
Маленький синий мышонок мечтает увидеть солнце, о котором знает только со слов сиреневого летучего мышонка. И тут победила дружба. Михаил Алдашин доделывал картину «за того парня», как это часто бывает, когда кто-то начинает работу, а закончить не может, потому что не рассчитал силы или бросил все ради более выгодного проекта. А летучие мыши стали персонажами нескольких мультфильмов и по частоте появления на экране могут конкурировать разве что с многообразными рыбками Наверное, сказалась пандемия на появлении анимационных разносчиц вируса.
Карантинное настроение уходит, но тревожность и растерянность остаются. Особенно это чувствуется в работах начинающих режиссеров. Молодым кинематографистам свойственно страдать от несовершенства жизни. Что ни фильм, то видимые и невидимые миру слезы, боль и душевные раны.
С художественной точки зрения работы студентов оказались обнадеживающими и сделаны они в основном девушками. Анимация давно стала женской территорией. Мальчики в нее идут реже – слишком рукодельная и тонкая работа, требующая усердия и много времени.
Тема оставившего семью отца из года в год проходит через многие работы. Алина Хабарова сняла пятиминутную дебютную картину «Куда уходят папы». Со сцены она заявила, что быть режиссером круто. Куда же деваются папы, оставившие своих детей? В сознании закадрового мальчика отцы классифицируются по группам. Самая многочисленная категория беглецов – космонавты. Матери ведь часто говорят детям, которых воспитывают самостоятельно, что их папа улетел в космос. Воображение ребенка начинает работать, и мы видим в невесомости многочисленную группу в скафандрах.
Но может быть и другой путь. Допустим, папа мечтал стать кондитером и отправился во Францию печь кексы королю. Однако не пришелся ко двору, и упекли его за решетку. Может быть , папа борется с коронавирусом или танцует на сцене Большого театра в облегающем трико, стесняясь своего вида. Где бы отцы не находились, их всегда ждут. Фильм посвящается всем детям, которые ищут пап, и сделан с легкой печалью и деликатностью. Все самое важное в нем сказано.
Хулиганское и смелое кино, которое и должны в идеале снимать студенты, сделал Иван Бондаренко. В его рисованном мультфильме «Не для меня» черно-белый пейзаж оживляют разве что зеленые огурцы, поющие хором песню «Не для меня придет весна». Начинается все с того, что человек, похожий на скалу, отправится на электричке за город, встретит там женщину, а дальше произойдет нечто невообразимое.
Кадр из фильма «История отечественной медицины». Пресс-служба фестиваля
Иван Бондаренко представил и «Историю отечественной медицины» о том, как затеял реформу Петр I, построил больницу в Лефортове, потом Николай Пирогов явился на поле боя с эфирным наркозом и избавил солдат от страданий при ампутации. Тут и Бурденко, построивший госпиталь, и внесшие свой вклад в медицину Мечников с Боткиным, и изобретатель вакцины от холеры Владимир Хавкин. Картинки занятные и остроумные, закадровый текст тоже, но динамичная история не складывается. Все на уровне комментария, никакой внутренней драматургии нет.
Та же проблема в фильме «Королев» из сериала «МультиКосмос». Беглая история о жизни конструктора ракетно-космических систем Сергея Королева, лихо придуманная, но так и оставшаяся на уровне смены картинок. Вот он родился с орденом на груди, вырос, начал колотить по ракете молотком и достиг небывалых высот . «Казалось бы, Сережа молодец, — сообщает закадровый голос. — Много чего достиг, мог бы остановиться». Но деревенский самоучка добрался к звездам.
Монотонный закадровый голос рассказывает о жизни героя. А ведь какая могла быть динамичная и занимательная история для взрослых и детей, где Королев практически стал фольклорным персонажем, как Чапай.
«Большой Тыль» Алисы Осиповой сделан в Таллине. Его герой – ледокол 1914 года, участвовавший в мировых войнах, шесть раз переименованный хранитель времени. Он стал свидетелем важнейших исторических событий. А теперь сделан из войлока, как и все, что вокруг него, вплоть до немецких самолетов, сбрасывающих на войлочную землю войлочные бомбы.
Лиза Скворцова представила несколько фильмов, созданных на стихи польских и русских поэтов. Представляя свои работы, она сказала: «Все фильмы по стихам. Их так много — и все по стихам. Я желаю, чтобы у вас была в жизни поэзия, несмотря ни на что».
По материалам: www.mk.ru