Сегодня: г.

На фестивале «Докер» вспомнили поцелуи Брежнева с лидерами африканских стран

Кадр из фильма «Красная Африка». Фото: Пресс-служба фестиваля Докер

Еще молодой Леонид Ильич принимает представителей африканских стран в Кремле, сам отправляется на Черный континент. Его объятья с темнокожими вождями не менее страстные, чем с Хонеккером. Сегодня ничего подобного представить себе невозможно. Сразу же припишут бог знает что. А Леонид Ильич был в этом смысле свободен. 

«Красная Африка» рассказывает о тридцатилетней дружбе СССР с Черным континентом, о том, как в 1960-е годы Советский Союз оказывал всестороннюю техническую и гуманитарную помощь только получившим независимость африканским государствам.

В фильме Александра Маркова минимум слов. Они не нужны, и без того все очевидно. Зато какая богатая полифония звука — от поскрипывания обуви до гудков теплоходов и гула толпы. К трапу самолета идут шеренги темнокожих солдат в шортах. Собравшимся дается сигнал — можно ликовать и приветствовать гостей. С этого начинается фильм, основанный на уникальных кадрах, снятых советскими и африканскими операторами с 1957 по 1991 год. 

В африканскую страну, какую именно, часто и не разобрать, прибывает Леонид Ильич Брежнев. Его встречают с местным колоритом, песнями и танцами. Диктор за кадром сообщает, что Африка — это золото, уран, алмазы, раскрытые и нераскрытые богатства. Перед нами карта Черного континента, на которой 35 стран уже свободны. Все там необычно. Молоденький африканец молниеносно взбирается на пальму, и вниз, как камень, летит кокос. С дерева на советского генсека в белой шляпе смотрит обезьяна. Леонид Ильич изумлен, куда-то тычет пальцем. Как заправский хлебороб, он растирает в ладони семена, принюхивается. Потом идет через банановые плантации, дивится на ананас, гладит кору дерева…

В Африке в дни официального визита открывается выставка достижений, где представлены советский космический спутник, автомобиль «Волга», велосипеды, фотоаппараты и часы, произведенные в СССР. Местные жители штурмуют ограждения, чтобы увидеть все это своими глазами. Пышнотелая африканка набрасывает на плечи меховое манто. За пианино «Беларусь» сидит темнокожий музыкант. Советские специалисты демонстрируют работу станков. Посетители листают книги Пушкина и Ленина. Какие удивительные лица — африканская аристократия и простые люди. Все это смотрится как нечто нереальное, далекая сказочная жизнь, в которой торжествуют любовь и братство.

Опытные советские геологи отправляются в Африку, чтобы помочь «товарищам заставить природу отдать свои богатства». Сокровища недр местное население добывает мотыгами. Рыбаки Ганы, напоминающие атлетов, не менее доморощенным способом ловят рыбу. Один смельчак, не страшась акулы, как сообщает диктор, загоняет рыбу в сети. Новому виду лова научат его советские рыбаки. Хорошо зарекомендовавшая себя в Сибири пила рушит деревья-исполины в Африке. А преподаватель физкультуры из Ярославля Эльза Власова на огромной площади занимается физподготовкой местных подростков.

С ответным визитом в СССР приезжают ангольский вождь и поэт Агостиньо Нето, лидеры Алжира и Гвинеи. Кто-то из них присутствует на Байконуре при запуске первого космонавта. Москва украшена «иконостасами» с портретами Хрущева, Брежнева и кого-то из их африканских коллег. На улицах растяжки: «Добро пожаловать, дорогие мозамбикские друзья!» Трудящиеся выходят на улицы с цветами. Школьница держит в руках куклу-африканку. Дорогих гостей непременно прокатят в метро, свозят в Ленинград и Ташкент, покажут им заводы и шахты, представят достижения советской культуры, например спектакль Тбилисского театра оперы и балета, где партию Отелло исполняет Вахтанг Чебукиани. Ну, и непременная часть программы — посещение Мавзолея и встреча с пионерами.

Черно-белая хроника напоминает о том, как на улицы городов мира вышли люди, возмущенные «глумлением» над борцом за свободу Африки Патрисом Лумумбой. В СССР тоже прошли демонстрации трудящихся. Еще одно проявление советской солидарности — учеба африканской молодежи в Москве. Многие до сих пор вспоминают те времена с благодарностью. У одного египетского режиссера, окончившего ВГИК, с которым довелось поработать в жюри, была шутка: «Какой жемчуг самый лучший в мире? Правильно. Зубная паста «Жемчуг». А в «Красной Африке» мать собирает сына в Москву. Скоро ему предстоит учиться в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы. А там — снежная зима, лыжи и коньки, студенческие вечера. «Не холодно ли тебе в Москве?» — об этом спрашивают родственники в письмах. Все понимают, что для того, чтобы построить социализм, нужны специалисты, а их поможет выучить Советский Союз.

Но все в этом мире конечно. Уходят люди и их идеи. Умирает Брежнев, проститься с которым приезжают лидеры государств. Совсем скоро все те, кто замирал у экранов телевизоров во время трансляции генсековских похорон, выйдут на улицы с лозунгами свободы и демократии. На экране появятся Горбачев и Ельцин. Рухнет с постамента могучий памятник Дзержинскому, и наступит другая эпоха.

Фильм Александра Маркова уже показали в Швейцарии, Португалии и Сенегале. В дни фестиваля в Москве можно будет увидеть картины из разных стран — от Германии до Перу, уже получившие награды на IDFA в Амстердаме и на Hot Docs в Торонто. Международное жюри полнометражного конкурса «Докера» возглавил кинорежиссер Сергей Дворцевой, а в одной команде с ним будут работать Зои Шмедерер из Германии и Аммар Азиз из Пакистана.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 70 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля