Сегодня: г.

На Тверской опустела треть магазинов

Фото: Наталья Мущинкина

Значительная часть помещений пустует в торговых центрах, особенно в новых. Эксперты предполагают: возможно, торговые центры вскоре нужно будет перепрофилировать.

По данным Национальной ассоциации инвесторов, доля освобождающихся площадей в торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга превысила 60%. Это означает, что ушли и западные бренды, которые разорвали контракты с Россией, и некоторые отечественные, которым не по карману стало оплачивает аренду во время кризиса. Прогнозы неутешительные: тенденция сохранится, и уже осенью вакантными станут 3 миллиона квадратных метров торговых площадей по всей России, а это десятки тысяч магазинов.

Один из ярких примеров вынужденного простоя — недавно открывшийся новый торговый центр на Садовом кольце. Предполагалось, что площади в нем займут как известные бренды масс-маркета, так и менее популярные в России. Однако 2022 год спутал все карты: какие-то магазины спешно съехали, а какие-то так и не успели открыться. Часть площадей уже отдана под набирающие популярность российские бренды, но львиная доля все еще стоит пустой — и неизвестно, будут ли там постояльцы. Единственное преимущество такой пустоты — малолюдность. Нет присущей торговым центрам суеты, можно спокойно походить по этажам. Только не факт, что удастся сделать хорошие покупки.  

Фото: Наталья Мущинкина

— Нашим соседом должен был стать бутик популярной скандинавской марки одежды. Представители компании рассчитывали на эту точку, потому что их второй магазин расположен не очень удобно, в «Москва-Сити», — рассказали в одном из магазинов отечественного бренда. — В итоге они покинули Россию. Новые арендаторы пока не нашлись.

Российским брендам, только набирающим обороты на рынке, аренда таких площадей пока не по карману. Они выбирают другой формат: арендуют «уголки» в больших мультибрендовых универмагах. С одной стороны, клиент, посещающий такой магазин, получает возможность посмотреть товары сразу нескольких брендов, сравнить, выбрать и составить свое впечатление о стремительно меняющемся модном ландшафте. С другой стороны, говорить о фирменном стиле обслуживания и грамотной работе консультантов в таком формате не приходится.

Недавно крупный универмаг в окрестностях станции метро «Смоленская» запустил соблазнительную акцию: 25-процентные скидки на любые российские бренды. Вроде бы хорошая инициатива (чем не мягкое стимулирование потребительского патриотизма?), однако покупатели и здесь находят повод для недовольства.

— Я хожу по этому этажу уже почти полчаса, за это время ко мне не подошел ни один продавец, — рассказывает одна из покупательниц. — Все эти бренды для меня незнакомые, я бы не отказалась от консультации. Они хотят продавать российское? Ну так пусть продают, а не просто вывешивают в зале. Оно само себя не продаст.

Почти 900 заявок от предпринимателей поступило на участие в первой Московской неделе моды, однако многие россияне так и не успели привыкнуть к новым российским брендам, заменившим ушедшие импортные.

— Мне не нравится, что у российских брендов сплошь иностранные названия! — с запалом отвечает еще одна посетительница, ухоженная женщина средних лет. — Я готова выбирать российское, готова поддерживать наших производителей. Но как я могу понять, что товар отечественный, если на этикетке сплошь английские или итальянские названия?

Фото: Наталья Мущинкина

Последний аргумент, кстати, действительно актуален. Идея давать российским товарам якобы иностранные названия была придумана еще в начале нулевых годов — и по сей день пользуется успехом. Вот только нюанс: если в 2000-х это было нужно, чтобы перебороть унаследованное от эпохи СССР предубеждение потребителей к отечественной продукции (и поощрить симпатии к заграничному), то теперь тактику продаж нужно переигрывать.

— Нам бы очень хотелось давать полноценные консультации в каждой торговой точке, — признались «МК» представители одного из отечественных брендов, торгующих трикотажем. — Однако мы пока можем позволить себе только два офлайн-магазина в Москве, и еще арендуем несколько рейлов (вешалок с товарами. – «МК») в одном крупном маркете. Большая часть продаж — через сайт. Надеемся, что к концу 2022 года сможем позволить себе еще один салон. 

Как отметил в разговоре с «МК» председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, удивляться пустующим торговым площадям не стоит: тенденция свертывания розничной сети началась в 2020 году из-за пандемии и сейчас только набирает обороты.

— Во всех крупных городах, где ранее был потребительский бум, заметно сокращение розничных магазинов. Часть помещений были перепрофилированы на «даркстор» — специальный формат склада, в котором собирают товары для формирования онлайн-заказов и дальнейшей доставки. Если говорить о магазинах одежды, их массовое закрытие связано с уходом крупных операторов.

Тенденция продолжится, поскольку сейчас компании лишь продают остатки. При этом сильных игроков, которые могли бы занять свободные ниши, на российском рынке нет, так что занять эти помещения некому. Мы еще долго будем видеть пустые витрины магазинов. Возможно, придется перепрофилировать их, например, в точки по оказанию каких-либо услуг, — рассуждает эксперт.

По словам Янина, у торговых центров, которые не успели стать популярными у покупателей (например, потому что открылись совсем недавно), нет ни шансов остаться на плаву, ни перспектив: они рискуют превратиться в одну большую «головную боль» для своих владельцев. Ну, а тем «точкам», которые работают давно, придется приложить усилия, чтобы заманить россиян в новые магазины, торгующие вещами незнакомых фирм.

– Для формирования привычек нужно время, а россияне очень привержены привычным брендам. Сейчас все в растерянности: что теперь покупать? Люди сложно привыкают к новым названиям, и есть риск, что часть россиян перестанет посещать магазины, если в них не будет знакомых марок, — добавил Янин.

Многие москвичи наблюдают, как в спальных районах закрываются и привычные продуктовые магазины, и небольшие лавки, торговавшие обувью и одеждой. По мнению экспертов, причина тому — активное развитие сервисов доставки. Время экстенсивного развития прошло, вот и началось сокращение убыточных торговых точек.

— Ситуация с закрытием магазинов и заведений общепита в спальных районах мало связана с уходом транснациональных компаний, — комментирует директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослав Кабаков. — Мы наблюдали бум их открытия в период пандемии, когда крупные торговые центры закрывались, присутствовали ограничения, а потребители не стремились к посещению массовых площадок, предпочитая магазины в своем районе.

— Но теперь тенденция поменялась, — продолжает Ярослав Кабаков, — конкуренция обостряется на фоне роста привлекательности крупных мегамоллов. И если бы международные бренды не покидали Россию, мы бы увидели еще более быструю смену предпочтений покупателей в пользу крупных торговых центров.

— Собственники помещений стали куда более сговорчивыми, чем еще полгода назад, — рассказывает руководитель направления стрит-ритейла в Москве CORE.XP Юлия Назарова. – Арендаторы без проблем могут получить скидку 30%. Владельцы магазинов, занимавших просторные помещения, вынуждены подселять к себе «соседей» даже за полцены от рыночной стоимости аренды.

Фото: Наталья Мущинкина

Спрос со стороны розничных продавцов находится на минимальном уровне. Помимо сложностей с поставками, с которыми столкнулись арендаторы, низкая активность связана и с возросшими инвестициями в отделку. В первую очередь востребованы помещения с готовым ремонтом. Некоторая активность наблюдается от общепита, но и она на минимальном уровне.

— Впервые за несколько лет мы видим постепенный рост свободных площадей на складах, — говорит руководитель направления Customer Solutions компании Radius Group Александра Шакола. — Еще в начале 2022 года в Московском регионе невозможно было найти свободные складские помещения в аренду. Теперь же с каждой неделей их количество увеличивается в несколько раз.

Часть площадей занимают азиатские компании, которые раньше не имели собственных складов в России. Уже в июне доля пустующих складов достигнет 2,5%, а к концу года может составить 5%, прогнозирует эксперт.

Директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Russia Константин Фомиченко рассказывает, что по итогам первых трех месяцев года в Московском регионе было введено 197 тысяч квадратных метров качественной складской недвижимости — в 2,5 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Средняя ставка аренды не изменилась и составляет 5500 рублей за квадратный метр в год.

Однако сейчас девелоперы заняли выжидательную позицию. Большинство складов, строящихся целенаправленно под сдачу в аренду (так называемые спекулятивные проекты), заморожено.

— Мы ожидаем высвобождения значительного объема складских помещений на вторичном рынке, — продолжает Константин Фомиченко. — Их доля к концу года может достигнуть 8%.

Как торговля будет развиваться дальше, эксперты предсказать не решаются. Вероятнее всего – два сценария. Первый: торговые точки продолжат закрываться, но относительно невысокими темпами. Второй: зияющих витрин с объявлениями об аренде станет больше, чем работающих магазинов. «Многое зависит от геополитической ситуации, — говорит Юлия Назарова. — Обычно реакция на подобные процессы имеет отложенный эффект и наступает через 3–6 месяцев. Таким образом, возможные изменения будут заметны во втором полугодии».

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 62 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля