Сегодня: г.

Национализация иностранных брендов: названы основные риски

Фото: АГН «Москва»

О сворачивании работы в стране объявили более 250 компаний. Свежее пополнение в этом списке — сеть McDonald’s, которая, по словам гендиректора Криса Кемпчински, в период приостановки работы с 14 марта продолжит платить зарплаты всем сотрудникам в России. Но сейчас невозможно предсказать, когда McDonald’s сможет вновь открыть свои заведения, добавляет гендиректор.

«Национализация реализуема исключительно в добровольном порядке, с соблюдением внутренних и международных юридических процедур, по принятой сторонами рыночной стоимости выкупа активов, — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Принудительная же национализация активов иностранных компаний — нечто из арсенала методов столетней давности. Большевистским «кавалерийским наскоком» делать это нельзя — по экономическим, правовым, техническим, социальным причинам».

Даже если изменить внутреннее законодательство, международное право не перестанет действовать. Если отнять собственность у иностранцев, то в западных судебных инстанциях гарантированы иски, которые практически невозможно будет «отбить», рассуждает Гойхман. Это чревато рисками ареста активов российского государства, которые будут отданы пострадавшим компаниям. Речь может идти, например, о принадлежащих РФ зарубежных объектах недвижимости, производственных фондах, транспортных средствах, финансовых активах и ценных бумагах.

«Но и это еще не все: сам прецедент национализации резко обрушит и без того крайне негативный инвестклимат, — отмечает Гойхман. — Это надолго закроет путь в нашу страну тем инвесторам, которые потенциально могли бы заменить уходящих. Плюс зачастую национализация лишена смысла и с технической стороны. Многие иностранные предприятия в РФ «завязаны» на поставки из-за рубежа, от головных компаний. Сырье, комплектующие, оборудование, технологии идут оттуда».

По словам ведущего эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова, он бы воздержался от употребления самого термина «национализация», эмоционально окрашенного и вызывающего оскомину. «Да, на уход иностранных брендов из России надо как-то реагировать, однако вопрос требует взвешенного, системного решения в правовом поле. Единого подхода быть не должно: в каждом отдельном случае необходимо принимать во внимание все нюансы и мотивы — технические, финансовые, юридические», — говорит эксперт. Скажем, если у компании остались в РФ партнеры с долевым участием в бизнесе, можно было бы передать им собственность в доверительное управление: они и будут отвечать за содержание сотрудников, выплату зарплаты. Конечно, для этого понадобятся соответствующие законодательные акты. А национализация — это полный, жестокий разрыв с иностранным предприятием, которое, не исключено, отнюдь не прочь вернуться в нашу страну через некоторое время, когда геополитический накал спадет. «Может, лучше «оставить дверь приоткрытой», сохранив возможность восстановления деловых связей после завершения острой фазы нынешнего кризиса?» — задается вопросом эксперт.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 43 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля