Сегодня: г.

Нехватка российских удобрений оказалась круче дефицита зерна

Фото: Global Look Press

Развернутый прогноз на развитие ситуации на продовольственном рынке дал доцент РУДН Хаджимурад Белхараев Он считает, что заместить долю Украины в мировом экспорте зерна (13 млн. тонн), кроме России, в нынешнем году могут такие государства, как США, Канада и Франция.

«Момент истины» же для мирового зернового рынка наступит весной 2023 года, когда начнется посевная компания, а минеральных удобрений для внесения в почву у фермеров не будет. Их крупнейшим поставщиком на мировом рынке являются Россия и Белоруссия. А Европа и США наложили на поставки минудобрений из наших стран ограничительные меры.

С одной стороны, Россию обвиняют чуть ли не в том, что Кремль хочет уморить голодом полмира. А с другой стороны, не дают торговать удобрениями. Как это все понимать? Формально удобрения не попадают под санкции,  проблемы возникают с фрахтом судов, заход в европейские и американские порты кораблям с российскими грузами запрещен.  

По данным ООН, на планете около 700 миллионов хронически голодающих людей, пандемия коронавируса в предыдущие два года добавила к этой армии еще примерно 100 миллионов. Нужно ли говорить, что в «красной зоне» находятся многие страны Африки, Латинской Америки и Азии, где плодородный слой земли давно исчерпан и без внесения минеральных удобрений хорошего урожая не получишь. Не сможет похвастаться высокими урожаями и Европа, если вдруг останется на «голодном пайке», то есть, без азотных, фосфорных и калийных удобрений.

Но ситуация повернулась так, что именно эти страны, основные покупатели российской «минералки», и ввели запрет на поставки.

Как обеспечить аграриев необходимым товаром и тем самым снизить угрозу голода на планете?

В прошлом году Россия экспортировала почти 12 млн. тонн удобрений, на 3,3 млрд. долларов. При этом на некоторые удобрения Москва совсем отменила экспортные квоты.

Для мировых импортеров, которые ждут наши поставки, как манну небесную, июнь вообще является самым благодатным месяцем для создания запасов. Это «окно», во время которого химические предприятия России вправе вывозить за границу удобрения безо всяких квот и ограничений. Квоты на экспорт азотных и сложных удобрений (соответственно, 8,3 млн тонн и 6 млн тонн) вводятся с 1 июля и до конца нынешнего года. А сегодня их покупай, сколько пожелаешь.

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун считает, что времени для подготовки к посевной уже будущего года осталось немного:

— Скоро осень,- говорит он, — сеются озимые культуры, под них нужно вносить удобрения.

— А как они увеличивают урожайность?

— Тонна действующего вещества удобрений дает 4-5 тонн прибавки пшеницы с каждого гектара. 80% своей «минералки» Россия экспортирует за рубеж, почти все эти объемы раньше поставлялись в страны Евросоюза, которые сегодня нам недружественные. В Африку мы продаем готовое зерно. Вот и считайте, сколько Европа потеряет урожая в случае отказа от наших контрактов.

— А куда она денется? Или может найти альтернативные каналы?

— В принципе, может, хотя Россия и Белоруссия являются крупнейшими экспортерами азотных, калийных и фосфорных удобрений. Не исключается такой обмен: 37 недружественных стран ищут себе других поставщиков, а Россия — другие рынки сбыта своей продукции. На мой взгляд, наша задача намного проще.

— Европа может сдать назад и снова стать потребителем российских удобрений?

— Такого сценария исключать нельзя. Может получиться, как с покупкой российского газа за рубли. Сначала все государства ЕС дружно отказались. А когда, что называется, их «приперло», одна страна согласилась на такую оплату, за ней вторая, третья… Так же может произойти и в ситуации  с удобрениями. 

— Из-за возникших проблем с логистикой, взаиморасчетами за товар, Россия планирует сократить производство своих удобрений? Или развитые страны станут уменьшать объемы внесения действующего вещества в почву?

— Вряд ли, покупателей-то мы найдем. Да и Европа рисковать с урожаем не станет. Даже если она и недополучит пшеницы, то зерновые сможет купить на мировом рынке. Деньги найдутся, на продовольствие тратится процентов 10-15 от бюджета. Пострадает прежде всего Африка и некоторые другие бедные страны, у которых не найдется  средств оплачивать высокие цены на хлеб. 

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 69 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля