Сегодня: г.

Первые дни ММКФ начались с исследования высокомерия правителей

Александр Кузнецов в «Сердце пармы». Кадр из фильма. Пресс-служба ММКФ

Алексей Иванов, посмотрев «Сердце пармы» сказал: «Это большое и умное кино, прорыв к новому национальному эпосу, дерзко рассказанному языком XXI века». Сценарий написан Сергеем Бодровым-младшим и Ильем Тилькиным. Главный герой – князь Михан (Михаил) — родился на языческой таежной земле — парме, где шаманами приносились жертвы. Он правил пермским княжеством и ребенком узнал, что такое война, на которой убили его отца. Он вырос, говоря современным языком, пацифистом, любую войну отвергал, сколько бы его не втягивали в кровавую бойню. Его избранницей стала необычная женщина — не земная красавица, а ламия, ведьма.

«Весь свой жизненный путь главный герой – пермский князь в исполнении Александра Кузнецова — хотел избежать войны, но обстоятельства, как это часто бывает, делают из него непобедимого воина. Он проходит путь от отрицания до несгибаемости, проходит путь человека и мужчины до конца и остается жив. Мне эта история показалась жизненной и современной», — говорит Антон Мегердичев.

Вопрос, который всякий раз возникает, связан с тем, что такое «парма» и следует ли писать это слово с большой буквы. Писать надо с маленькой, поскольку это не географическое название, а тундра, бескрайняя земля, поросшая мхом.

Пермский край показан как отдельное княжество, которое живет по своим законам, не подчиняясь воле московитов. Это не учебник истории, но вкус истории фильм дает возможность почувствовать. Соотношение фактов и вымысла сам режиссер определяет как 20 процентов к 80. «Москва, по нашему разумению, выглядела так. Четких документальных свидетельств сохранилось мало. Да и о какой достоверности можно говорить, если в картине присутствует девушка, превращающаяся в рысь. Это притча о возникновении государств на примере России, о том, сколько крови проливается, когда создается этнос», — говорит режиссер. Снимать начали задолго до начала тех событий, который перевернули мир, но параллели с современностью возникают. Да и роману Анатолия Иванова в следующем году уже двадцать лет, а в нем все эти пророческие смыслы и переклички с новейшими временами есть. Тем, наверное, и отличаются значительные произведения — они всегда актуальны, апеллируют к современности. Когда все только начиналось, авторам фильма хотелось рассказать историю про государство, демократическое управление, которого придерживается главный герой, которого в итоге все предают. Есть в картине и другая модель управления – тоталитарная. Ее придерживается на несколько минут появляющийся на экране Иван III в исполнении Федора Бондарчука, который в гриме удивительно похож на своего отца Сергея Бондарчука. Евгений Миронов сыграл крестителя Иона, присланного московитами силой насаждать в далеком и свободолюбивом княжестве православную веру. Потом он осознает ошибку, поймет, что насильно ничего внедрить нельзя. И здесь просто идеальное попадание в роль. Образ самого актера проецируется на героя и наоборот. От таких совпадений становится даже не по себе.

Евгений Миронов на премьере «Сердца пармы». Фото предоставлено съемочной группой

Работа над сложной эпической картиной продолжалась четыре года. «Мы хотели сделать так, чтобы все выглядело не глянцево и красиво, не ярко, а убедительно, так, как там и было, хотя никто там не был», — говорит Антон Мегердичев.. С актерами он репетировали как в театре — долго, подробно разбирая материал. Не боялся снимать много — камеру практически не выключали. Наверное, отснятого материала хватило бы на сериал.

Актриса Елена Ербакова на звездной дорожке. Фото предоставлено съемочной группой.

Ламию и в тоже время такую земную женщину Тиче сыграла дебютантка Елена Ербакова – красивая и способная актриса, которой после съемок началась совсем другая жизнь. «Я очень повзрослела, — признается . Это мой первый опыт в кино. Антон говорил, что нужно меньше театра, а я театральная актриса. Костюмы пахли кожей, и это помогало, добавляло ощущений».

Опытный продюсер Игорь Толстунов называет «Сердце пармы» первым большим российским фильмом в новых реалиях. В потоке релизов голливудских картин фильм тоже выглядел бы достойно, а сейчас, когда Голливуд в России приказал долго жить, авторы оказались в уникальной ситуации. Можно сказать, что им выпала миссия привести зрителей обратно в кинотеатры.

В конкурсной картине «Петрополис», а это фантастическая антиутопия, театрального режиссера Валерия Фокина, крайне редко снимающего кино, речь тоже идет о природе власти, ее силе и слабости. Фокин, не раз бывавший в Токио, много там работавший, говорит, что в японском менталитете свобода прививается ребенку с детских лет. До шести лет ему позволяют все, а потом закручивают гайки, когда он начинает учиться. Действие фильма, который должны были снимать в Японии, России и США, а из-за пандемии работали в павильоне с уникальными декорациями, происходит в разных точках мира и в коридоре памяти героя, у которого есть связь с инопланетным миром. Валерия Фокина интересовали такие понятия, как «высокомерие», «амбициозность», их границы. Что они значат в современном мире, особенно, если свойственны людям, от которых зависят судьбы мира?.

«Все нам свойственны высокомерие, амбициозность и эгоизм. Ничего с этим не сделаешь, — говорит Валерий Фокин. — Когда амбиции работают на благо дела, это неплохо. Но когда они у тех, кто управляет судьбами мира, то это совсем другая история. Эти люди несут ответственность за судьбу земного шара, на котором мы живем. Тревога за его судьбу всегда есть. Мы, к сожалению, не меняемся, мало извлекаем из уроков из истории. Могу сказать об этом как немолодой человек. Еще недавно все мы носили маски. Теперь — нет, но скоро мы вновь их наденем. И ситуация в мире меняется, но не в этом суть. Главное — природа человека».

Исполнителю главной роли Антону Шагину не хватило интеллектуального наполнения роли. На его лице не отражаются муки выбора, который ему предстоит. У героя Шагина есть контакт с инопланетянами, но это ничего не меняет. Спасти мир от вторжения, уберечь от глобальной войны он не может. «Он как новый Адам приходит в мир, который обнулился, — говорит Валерий Фокин. – Почему его оставляют жить? Потому что он гуманист и хочет спасти мир. У него нет возможности всматриваться в себя».

Сам актер говорил о нашей ответственности перед планетой, о долготерпении господа бога, которое не бесконечно и хорошо бы хватило на 100-200 лет. А что потом? Бездна? Пустота? «Эмоциональным вектором стал для меня Олег Янковский, несущий свечу в «Ностальгии» Тарковского. Это моя свечка», — признался Антон Шагин.

Вопросы возникают и к исполнителю роли пермского князя Александру Кузнецову. Авторы проекта уверены в его колоссальных актерских возможностях. У него и в самом деле немало отличных ролей в современном российском кино. Он хорошо отражает нынешние умонастроения, грубую силу и трепет души. Александр Кузнецов сейчас занят своей мировой карьерой, успешно снимается в Европе. А в роли русского Михаила кажется каким-то слабым и случайным. Он даже физически неказист, чего никогда не было в других его картинах. На эту роль хотели пригласить и Юру Борисова, но в итоге остановились на Кузнецове. Но психотип понятен. Ради того, чтобы оправдать сломанный нос актера, придумали даже историю, что в юном возрасте его герой, тогда еще княжич Миша, катался с горы и сломал нос. Глядя на Кузнецова в «Сердце пармы», приходят мысли, что он мог бы сыграть Павла I – и внешность подходящая, и стать. .

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 47 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля