Сегодня: г.

Роман Рябцев: «Не бросай работу, музыкант»

Ну, утрирую, конечно, никакое не пещерное. Но уже вопрос, который в других странах вполне могут задать музыканту: «А РАБОТАЕШЬ-то ты кем?» — в России тоже становится все более обыденным. Музыкой заработать и в более благостные времена было непросто, а уж сейчас… Но, несмотря ни на что, желающих завоевать сцену (ну или хотя бы несколько пабликов в Интернете) меньше не становится: творческий зуд, знаете ли, штука трудноизлечимая. И меня по-прежнему спрашивают начинающие музыканты: как им лучше пробиться, что для этого надо, какой сейчас вообще расклад в этой сфере… Так что расскажу немного о том, что сейчас происходит в барахтающемся изо всех сил российском шоубизе.

Первый вопрос, который встает в полный рост перед молодыми (или не очень) дарованиями, которые записали свои нетленки, — каким образом их донести до широких народных масс? Второй — а что мы сможем с этого заработать? На второй вопрос ответ неутешительный: заработать продажей музыки начинающим артистам сейчас практически нереально. Как я уже писал в предыдущей своей колонке, токмо концертами животворящими можно нынче хоть как-то пополнить свой банковский счет. После ухода западных музыкальных стриминговых сервисов с нашего рынка осталось лишь несколько отечественных. Монетизация в российском сегменте Сети — дело, конечно, хорошее… Только вот более-менее ощутимые суммы можно заработать, лишь если ваша песня станет суперхитом и наберет миллионы прослушиваний. Но стремиться к этому, конечно, нужно (иначе зачем вообще начинать?).

Ну а чтобы выпустить, нужен лейбл, издающая компания. И вот на этом фронте тоже ситуация изменилась. Сразу несколько западных мейджоров хлопнули дверью — и теперь их российские подразделения (формально даже продолжающие работать) перестали издавать местных артистов. Отчасти повторяется ситуация 1998 года, когда в тот пресловутый кризис позакрывалось много рекорд-лейблов и на рынке осталось лишь несколько крупных игроков, финансовая подушка и большой каталог которых позволили им продолжать работу.

Есть еще один жирный плюс к тому, чтобы не издаваться на маленьком, гордом и независимом лейбле, а подписать контракт именно с большой компанией. Хипстеры, привыкшие слушать музыку на сервисах имени надкусанного яблока и прочих подобных (и брезгливо отмахивающиеся от всего отечественного), оказывается… не пропустят ваш новый шедевр! Руководитель крупного российского издательства Мария Опарина в ответ на мой рассказ про то, как мне периодически жалуются страдающие без привычных им сервисов эстеты и снобы, удивленно подняла изящную бровь и молвила:

— Так у нас же все по-прежнему! Мы, как и раньше, отгружаем творения наших артистов абсолютно на все (якобы ушедшие с рынка) известные мировые музсервисы! Так что можете и далее слушать музыку в вашей любимой цифровой экосистеме. А музыканты все так же будут получать отчисления за прослушивания. Обидно, конечно, что вот только-только нечеловеческими усилиями приучили наш народ честно ПЛАТИТЬ за музыку, кино и программное обеспечение… и снова мяч перешел к пиратам. И неизвестно, сколько времени потребуется, чтобы люди снова вернулись в русло цивилизованного потребления контента…

* * * 

Лирическое отступление. Вот, знаете, кого я не люблю не просто сильно, а очень сильно? Всепропальцев! Тех, кто при наступлении кризисов (да, они бывают разной степени тяжести и фатальности, но!) опускает лапки, делает бровки домиком и начинает скулить о том, что:

— Аааа!!! Все пропало!!! Больше ничегошеньки в нашей стране не будет!!! Нам всем крышка!!! и так далее. Я же, наоборот, всегда считал, что любой кризис это: 

а) время ВОЗМОЖНОСТЕЙ для людей неленивых и творческих (если место на рынке освободилось — его можно занять!); б) повод собраться, перегруппироваться и РАБОТАТЬ. А не ныть. Ибо нытье — это прямой путь к бытовому алкоголизму со всеми вытекающими… Конец лирического отступления.

* * *

Сейчас многие музыкальные журналисты и критики наперебой бросились ванговать: как изменятся сцена и рынок на фоне происходящего. И, пожалуй, основная проблема многих из этих прогнозов в том, что их авторы совершенно смутно представляют себе, что же на самом деле происходит в музыкальной тусовке! Парадокс, но факт.

В нашей стране как-то исторически сложилось, что ежели музыкальный журналист оседлает какого-то одного конька (читай: жанр музыки), то все остальное не попадает даже на периферию его интересов! Пишет один про попсу или классическую музыку всю жизнь, а что там происходит у рокеров или рэперов — представления не имеет.

Один вот почему-то решил, что единственное, что останавливало российских авторов от наглого плагиата… это присутствие западных звукозаписывающих компаний на нашем рынке! И, мол, теперь все с цепи сорвутся прямо: «Как воровали идеи клипов, обложек и треков — так и будут воровать, только в тысячи раз больше. Всего-то поставить VPN — и воруй дальше. И никакой ответственности». Я аж опешил от такого странного вывода. Начал вспоминать и пришел к выводу: процент плагиаторов примерно всегда один и тот же, независимо от степени открытости/закрытости страны от остального мира. Ну и уж, если честно, то и на Западе: выстрелит какая-то песня — и тут же появлются десятки и сотни подражателей. Уж как минимум звучание суперхита стремятся повторить. И это нормально, всем хочется быть модными и не упустить свой кусок пирога.

Другой маститый журналист вообще выступил практически со сценарием апокалипсиса. По его мнению, «из-за цензуры и тотального доминирования государства музыкальная культура внутри страны откатится обратно к 1984 году. Наряду с телевизионной (Интернет ведь под замком) развлекательной эстрадой будут активно насаждаться армейские ансамбли песни и пляски и казачьи хоры… Все это будет очень похоже на СССР, только несравненно худшего качества».

Пардон, но при всем желании ЗАСТАВИТЬ людей слушать такое уже нельзя. Люди давно уже привыкли к осознанному выбору музыки. Да и с чего вдруг «Интернет под замком»? Даже если будет реализован худший для шоу-бизнеса сценарий (т. н. «суверенный Интернет»), это все равно не помешает музыкантам и лейблам распространять музыку ВНУТРИ страны!

«Идеологическая сторона будет контролироваться строго. Как и в СССР, вся музыка разделится на «официальную» и «неофициальную»…

Однако аж с начала 90-х годов российская музыка и так была разделена на идеологизированную и, не побоюсь этого слова, «бездуховную». Были и есть исполнители, которые поют «патриотический» репертуар, и артисты, прославляющие всяческий гедонизм и излишества. Так что ничего по факту и не изменится, на мой взгляд. Возможно, возрастет количество официозных исполнителей, желающих «припасть к бюджетной кормушке», но вот будут ли люди за собственные деньги ходить на их концерты? Тот еще вопрос… Ну и насчет «неофициальной» музыки — этого добра и так полно. Рок-, рэп- и даже поп-андеграунд (в том числе и матерный) и так существуют вне теле- и радиоканалов. Кому надо, тот найдет…

Словом, если вы таки решили пойти в артисты, время сейчас для этого выбора сложное, но интересное. И все же… не спешите бросать свою нынешнюю работу, пригодится, однако.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 64 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля