Сегодня: г.

Россияне стали закупать излишества впрок

Фото: АГН «Москва»

ЗАПАХ ИМПОРТА

Большинство обывателей, когда думают об импортных товарах, имеют в виду одежду, косметику, бытовую технику и гаджеты, а также — если бюджет позволяет! — автомобили. Словом, все то, без чего можно обойтись, если настанет «совсем караул», но без чего все-таки жить очень неприятно. И если значительная часть производителей автомобилей уже прямо заявила о том, что прекращает поставлять свой товар в Россию, от владельцев парфюмерных концернов или крупных поставщиков одежды таких сигналов пока не было — как не было и официального запрета на импорт. Тем не менее кто-то из россиян предпочитает думать на два шага вперед.

— Мне кажется, сейчас самое время купить все то, о чем давно мечтала. Сейчас есть хоть какие-то скидки в честь 8 Марта, а поднять цены пока не успели. Спускаю на удовольствия часть накоплений — все равно они обесцениваются на наших глазах, — признается молодая женщина в ярком пальто, стоящая перед кассой крупного парфюмерного магазина. В ее руках корзинка, щедро наполненная разноцветными коробками.

Арифметика проста: если условный флакон духов на родине производителя стоит 60 евро и еще неделю назад продавался у нас за 4500 рублей, то сейчас его цена неминуемо подскочит до 6–7 тысяч. Позволить себе такую покупку сможет все меньше народу. Духи — это в какой-то степени товар «на будущее»: при условии экономного расходования флакона 100 мл хватает больше чем на год. Поэтому купить любимые ароматы сейчас, чтобы закрыть вопрос на пару лет вперед, — вполне адекватный план.

— Запасы на складах пока очень впечатляющие. Новые закупки и новинки будут, конечно, дорожать сильно, но пока что нас уверяют, что варианты, как поставлять товар, найдутся. Но если будет принято решение, что иностранным товарам бой, тогда сложности неизбежны, — отмечает продавец одного из магазинов.

В других магазинах, торгующих приятными излишествами, ситуация примерно такая же.

— К прежнему курсу евро точно нет возврата, так что лучше уж я куплю сейчас все впрок, — довольно флегматично отмечает дама средних лет, держащая в руках 10 упаковок итальянских колготок и 3 комплекта французского нижнего белья. — Если ничего больше не случится, у меня просто будет запас.

Жить сегодняшним днем — распространенный совет психологов в кризисной ситуации. Однако, как отметил в беседе с корреспондентом «МК» член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Сергей Илюха, ударяться в масштабный шопинг на пике паники — неудачная идея, и деньги в нынешней ситуации лучше беречь:

— Следовать ажиотажу — не самый хороший сценарий в любом случае. Нужно задать себе вопрос: эта покупка нужна, потому что она необходима? Или нужна как вложение денег? Второй вариант крайне сомнительный, потому что перепродавать выгодно вряд ли будет возможность. Да, рост цен будет неизбежен, но покупать впрок все подряд — тоже сомнительный вариант: бытовая техника устаревает, одежда выходит из моды, все это мимолетно. Плюс я рекомендую не забывать, что нас, скорее всего, ждет снижение заработков, поэтому к деньгам сегодня стоит относиться бережно и разумно, — объяснил он.

По словам эксперта, перебои могут быть абсолютно со всем импортом, а не только с теми товарами, которые не смогут покинуть Евросоюз из-за транспортных проблем. Мы не знаем, как изменится стоимость товара и особенности логистики даже в ближайшее время. Дефицит, уверен собеседник «МК», практически неизбежен.

Продавцы в магазинах также придерживаются пессимистической позиции: по их словам, даже если импорт будет разрешен, то товары просто не смогут вылететь из зарубежных стран и добраться до покупателей — ну а если смогут, то стоимость возрастет резко.

— Мы закупаем женское белье во Франции и Великобритании, сотрудничаем с местными дисконт-центрами и не только. Во время пандемии доставить товары уже было сложно, но сейчас наши покупки просто не улетят из тех стран, — охотно делится опасениями консультант такого магазина. По его словам, если вопрос с поставкой товаров будет хоть как-то решен, то, скорее всего, акцент в ассортименте будет смещен на продукцию более демократичных брендов — чтобы люди, с учетом инфляции, могли позволить себе хоть что-то покупать.

На официальном сайте крупного британского магазина одежды пока что много — скидки в честь 8 Марта и распродажа зимней коллекции: еще неделю назад здесь готовились освободить место на прилавках для продажи новинок «весна/лето-2022», и от своих планов пока не отступаются. Так вполне разумное решение для сегодняшнего дня — воспользоваться распродажей, чтобы купить зимнее пальто или сапоги по гуманной цене, либо что-то еще, в чем есть необходимость (да хотя бы лишние джинсы подходящего фасона). Как и в случае с 10 упаковками колготок — лишним не будет, а вот через полгода точно будет значительно дороже. Тем более что далеко не все магазины настроены человеколюбиво — например, ЦУМ утром 1 марта обрадовал покупателей сообщением о повышении цен на 20–30%. Да, этот универмаг торгует брендами категории «люкс», но и для их целевой аудитории такое повышение не пройдет незамеченным.

О продуктах мы вроде как подзабыли — кажется, что нужный опыт приобрели после санкций 2014 года и запрета того самого пармезана, однако и это опрометчивая уверенность. Серьезные проблемы предвкушают рестораторы, в меню которых значительная часть блюд завязана на импортных продуктах, а также крошечные торговые точки, где можно было купить настоящий испанский хамон, итальянскую горгонзолу или французский паштет. По их словам, кто-то уже столкнулся с первыми сбоями с поставками морским транспортом через Черное море, ну а доставлять продукты из Евросоюза и вовсе нельзя. Некоторым продуктам нельзя найти замену среди российских — следовательно, они могут пропасть навсегда (или очень надолго) и с прилавков магазинов, и из меню ресторанов. Неопределенная ситуация пока что и с поставками вина — пока что в магазинах есть итальянское кьянти и испанское темпранильо, однако ситуация может резко измениться после того, как ретейлеры распродадут старые запасы. Например, две крупные компании-импортера уже приостановили отгрузку: «критическим» для своего бизнеса они называли курс 90 рублей за евро — ну а сейчас на табло обменника гораздо больше.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 64 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля