Главная » Общество » Культура » В Большом театра отметили юбилей народной артистки СССР Марины Кондратьевой

В Большом театра отметили юбилей народной артистки СССР Марины Кондратьевой

На Исторической сцене Большого театра спектаклем «Дон Кихот» отметили 85-летний юбилей народной артистки СССР Марины Кондратьевой. Жизнь этой балерины и педагога уже более 60 лет неразрывно связана с Большим театром. Ученица Марины Семеновой, она является одной из ярчайших представительниц московской школы танца и стоит в ряду самых прославленных балерин Большого.

Фото: Большой театр.

Именно про Марину Кондратьеву великий балетмейстер Касьян Голейзовский сказал когда-то удивительные слова: «Если бы Терпсихора существовала в действительности, воплощением её была бы Марина Кондратьева. Её фигура напоминает тонкий штрих, проведенный кистью изысканного художника, вроде Бердслея, Чехонина или Грузенберга. В то же время она отличается непонятной простотой. Иногда её внешность перекликается с портретами византийских живописцев; иногда она выглядит райской птичкой с ярким оперением. Не знаешь и не можешь уловить, когда она опускается на землю. То видишь только одни её глаза, то легкие изящные ноги, то только одни выразительные руки. Все вместе они рассказывают убедительным языком чудесные истории».

Попасть в этот день в Большой было не просто, поскольку спектакль намечался явно не заурядный: по юбилейной традиции в каждом акте здесь выходили новые исполнительницы главной партии. Таким образом партию Китри в спектакле исполнили сразу три ученицы Кондратьевой: Маргарита Шрайнер вышла в первом акте, во втором танцевала Ольга Смирнова, а вот для третьего был предусмотрен специальный сюрприз: после 8-летнего перерыва на сцене Большого театра вновь танцевали Наталья Осипова и Иван Васильев, танцовщики когда-то со скандалом покинувшие Большой…

Если говорить о спектакле в целом, то до сих пор глаз не может привыкнуть к тому, что сделали с этим спектаклем в результате его «подновления» в 2016 году. Тогда его решили, что называется «причесать», и «приодеть по последней моде». Когда «Дон Кихот» вернулся на сцену в новых костюмах Елены Зайцевой и декорациях Валерия Левенталя, публика сразу же вспомнила знаменитый черномырдинский афоризм. «Хотелось, как лучше, а получилось как всегда» — с сожалением говорили тогда увидевшие премьеру…Так знаменитая сцена на площади Барселоны превратилась в пляски на берегу залива, расставленные повсюду лестницы и балконы перегородили сцену и лишили её пространства для танца, а авансцена, разрисованная цветочным орнаментом визуально «съела» стопы танцующих.

Но не только к убогим декорациям не может до сих пор привыкнуть публика. Начудила и автор костюмов, вообще-то талантливая Елена Зайцева. Например, простонародное танцы, которые в прежней редакции как и положено исполнялись в прописанных балету условных трико, никак не могут танцевать разодетые в белоснежные плащи и шляпы с перьями, высокородные сеньоры и их дамы. Тем не менее на спектакле они запросто щелкают кастаньетами и отплясывают Фанданго… При этом штаны с округлыми буфами, которые были в моде в те времена у знати, режут линию ног танцовщиков… Откровенно не удачны и эксперементы с атласными пачками. Да и танцевать в этих костюмах не слишком то удобно…

Звезды в этот вечер видимо сошлись в этом спектакле почти для всех исполнителей, кроме звездной пары, которая давно распалась: Наталья сейчас одна из первых балерин мира, прима английского Королевского балета, Иван — премьер Михайловского театра и приглашенный танцовщик Большого. Разошлись и личные пути артистов: Иван женился на солистке Большого театра Марии Виноградовой, Наталья Осипова сейчас в паре с американцем Джейсоном Киттельбергером.


Фото: Большой театр.

Дуэт Осипова-Васильев еще 8 лет назад потрясал зрительские сердца так, как это делали в свое время только пары, называемые «дуэтами столетия», — Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев, Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Марина Кондратьева и Марис Лиепа… В сущности, они делали то, что ни один из них, так и не смог в полной мере повторить отдельно друг от друга. И вот на сцене они снова вместе и выступают в своем фирменном «Дон Кихоте»!

Выступление прославленной пары не просто разочаровало… Оно существенно проигрывало, выступлениям куда менее раскрученных и именитых артистов, танцевавших в первом и втором отделениях. И Ольга Смирнова, и вышедшая вместе с ней во втором акте в партии Повелительницы дриад Юлия Степанова, были куда более изысканы по культуре танца, а выступление Маргариты Шрайнер запомнилось легкостью и шквалом эмоций, которые почему-то отсутствовали в этот вечер у Осиповой.

По исполнению чисто технических «наворотов» партнер Шрайнер в этом балете — Игорь Цвирко, надо сказать, ни в чем не уступал Ивану Васильеву, значительно превосходя последнего формой. Помимо прекрасных партнерских качеств, драйва и танцевального шика, которые этот артист демонстрировал на сцене, он ещё и весьма прибавил в технике и актерской игре.

Знаю, что танцевали Осипова и Васильев всего лишь после одной совместной репетиции. К тому же Иван Васильев в тот же вечер был участником еще одного спектакля — «Бала сказок» в Кремлевском дворце, где исполнял два номера, в том числе и в собственной хореографии. И хотя танцовщик в «Дон Кихоте» по-прежнему отлично выполнял все свои фирменные технические навороты, форма, в которой он вышел, была для исполнителя классических балетов мягко говоря не слишком подобающая…

Не весть куда улетучился в этот вечер и весь тот драйв, которым всегда покоряла зрительный зал Наталья Осипова. Хватало в её танце и «грязи»: «косые» стопы, неудачно скрученное фуэте… Чувствовались в её выступление и западные «нюансы»: в руках, наклоне головы… Годы работы в английском королевском балете не прошли для танцовщицы даром…К тому же довольно обильно оснастила свой танец артистка и не принятыми в русской школе другими чисто западными «фишками»: это было видно хотя бы по тому, как медленно балерина открывала ногу.

Тем не менее всё самое ценное, что когда-то отличало пару Осипова-Васильев среди других и делало выступления этих танцовщиков незаурядным, в их танце все же осталось. И именно все еще не растраченная «химия» этого дуэта, его «станцованность» и захватывающая театральность, как и воспоминания о танце, что дарила когда-то публике виновница торжества Марина Кондратьева, в конечном итоге и сделали этот вечер незабываемым.

Источник: www.mk.ru