Сегодня: г.

Уникальные дореволюционные негативы пошли на строительство парников

У входа в ателье, где работали фотолетописцы Карелин и Дмитриев.

Фото: Светлана Хохрякова

Горький напишет письмо властям Нижнего с просьбой не обижать старика. И что в итоге? Наследие Карелина утрачено. Уникальное негативохранилище уничтожено. Его содержимое пошло на строительство парников. В фильме Дмитрия Новикова мы видим теплицы, покрытые негативами. Аппараты, с которыми ученик Карелина — гораздо более известный Максим Дмитриев — ездил по холерным губерниям, снимал на ярмарке и в крестьянских избах, нашли среди хлама.

Сын тамбовского крестьянина Андрей Карелин учился основам живописи у церковного иконописца. В невзрачном городке он разрисовывал углем заборы и сараи, о чем свидетельствует единственная заметка в «Советском фото» 1939 года. Его художества приметил местный купец и дал талантливому парню денег на учебу в петербургской Академии художеств. В Петербурге в начале 1850-х он попал в дагерротипную мастерскую Деньера, чтобы спустя время поставить фотографию рядом с искусством. Все, что он постиг в живописи, стало основой нового направления, которое до него годилось разве что для визитных карточек.

Карелин сделал на спор фотографию герцога Эдинбургского, оказавшегося в 1862 году в Нижнем проездом. Они заключили пари. Хитроумный герцог создал неприемлемые условия для съемки, расположившись у окна ногами вперед, боком к свету. Но Карелин к тому времени уже создал длиннофокусный объектив и выиграл пари. Это первая в мире фотография, где человек сидит ногами вперед. Создатель цветной фотографии Прокудин-Горский сказал о Карелине: «Он первый».

Нижегородское ателье Карелина, где им сделаны первые постановочные фотографии, и двор, в который выходили его окна, стали своего рода съемочной площадкой. В гостиной создан фотошедевр «Девушки с альбомами», получивший золотую медаль на международной выставке в Эдинбурге; во дворе снята «Милостыня».

Двор, где работал дореволюционный фотограф Андрей Карелин.

Фото: Светлана Хохрякова

Авторы фильма попытались восполнить пробелы, напомнить миру о человеке, достигшем невиданных высот в своем деле, и время выбрали подходящее, когда готовились широко отметить 800-летие Нижнего Новгорода. Но и дата не помогла: пришлось самим искать средства на создание фильма, но и их оказалось недостаточно, чтобы высокотехнологично соединить достижения 3D и архивного стереофото. Сделали что могли, имея минимальные возможности.  

Как жил гений фотографии, как складывалась его судьба — все это съемочная группа собирала по крупицам, основываясь на воспоминаниях помощника Карелина, газетных заметках… Что-то удалось воссоздать путем реконструкции, пригласив актеров «оживить» Карелина и инженера Владимира Шухова, чьи футуристические конструкции впервые представили в 1886 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Тогда и встретились два выдающихся современника, после чего Шухов сказал: «Если бы я не был инженером, я был бы фотографом». Актеры, приглашенные на эти роли, имеют небольшое портретное сходство со своими героями. В фильме также участвуют эксперты, искусствоведы, историки. 

После показа в Третьяковке авторы «Жома фотографа» говорили, что в искусствоведческой среде до сих пор фотография воспринимается как нечто вторичное по отношению к живописи. В фильме один из экспертов рассуждает о том, что первые фотографы были оптиками, но далеко не все разделяют такую точку зрения. Существенно то, что первопроходцы были людьми культуры. Почему-то мало кто понимает, что фотографию надо смотреть в оригинале, как «Джоконду». Репродукции недостаточно.

Теперь фотоателье, где работал Карелин, пытаются восстановить. Стены, слава богу, целы. В комнатах тот же свет, что при жизни мастера, и пейзаж, который он видел из окна, сохранился. Хотя двор напоминает свалку. В своем фильме Дмитрий Новиков в его заброшенном пространстве разговаривает с художником Андреем Бильжо о времени и культурной памяти.

«Когда я пристально смотрел на фотографии Карелина, они меня удивили, — говорит Дмитрий Новиков. — То, что я читал о нем, расходилось с тем, что я видел. Это не просто жанровая фотография. В ней есть внутренний полет, эксперимент, свидетельствующий о том, что фотография может быть не только визиткой, а пространством. Меня поразило, что фотографы того времени знали работы друг друга, хорошо ориентировались в том, что происходило в Лондоне и Париже, хотя не было современных средств связи и Интернета, которыми обладаем мы. Это очень важное ощущение универсальности художника, того, что он не какой-то провинциальный и далекий».

Пока что в памяти потомков Карелин остается, если не провинциальным, то все еще далеким. Музей никак не откроют, хотя 800-летие города позади. Перспективы у фильма туманные. Кто и когда его увидит — сказать сложно.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 63 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля