Сегодня: г.

В Нальчике кинематографистам напомнили о кабардинской жене Ивана Грозного

В гостях у певца Феликса Царикати. Выступление юных танцоров.

Фото: Светлана Хохрякова

Церемонии открытия и закрытия фестиваля проходили в Музыкальном театре, перед которым установлен памятник кабардинской княжне Марии Темрюковне Идаровой, второй жене Ивана Грозного. Открыли его в честь 400-летия присоединения Кабарды к России с соответствующей надписью: «Навеки с Россией». 

Венчание прошло 21 августа 1561 года. Брак призван был поспособствовать установлению дипломатических отношений России с Кабардой. Мария Темрюковна стала русской царицей, и сохранились свидетельства того, что  она была прекрасной переговорщицей с восточными государями. 

Судьба ее печальна. В двухмесячном возрасте умер ее сын — царевич Василий Иванович, а сама она внезапно скончалась в Александровской слободе в 26-летнем возрасте. Мария Темрюковна стала героиней фильма «Царь» Павла Лунгина, где ее сыграла актриса Рамиля Искандер.   

Одна из улиц Нальчика носит имя бессменного вплоть до апреля 1946 года командующего Северным флотом в годы Великой Отечественной войны Арсения Головко. Он был уроженцем Кабардино-Балкарии, появился на свет в городе Прохладный. Его женой была Кира Головко — лауреат Сталинской премии, актриса МХАТа, игравшая в прославленной «Синей птице» 1938 года Молоко, Анну Керн в фильме «Глинка» 1946 года, графиню Ростову в «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Она прожила большую жизнь и скончалась в 98-летнем возрасте в 2017-м. Приехавшая из Минска на фестиваль актриса Светлана Суховей вспоминала, как они вместе снимались.    

В Кабардино-Балкарии снимались знаменитые фильмы советской поры «Земля Санникова», «Вертикаль» Станислава Говорухина с участием Высоцкого. Среди гостей фестиваля был актер Губернского театра Дмитрий Карташов, исполняющий песни Высоцкого и сыгравший его в одном из спектаклей.  

У многих гостей фестиваля обнаружились очень личные связи с Кабардино-Балкарией. У актера Юрия Чернова жена родом из Нальчика, и там четыре года учился их сын.  

Светлана Тома, приехавшая с дочерью и актрисой Ириной Лачиной, больше 40 лет не бывала в этих краях. Зато когда-то с режиссером из Владикавказа Теминой Туаевой они исколесили много городов, встречались со зрителями.

Светлана Тома и Ирина Лачина в Чегемском ущелье.

Фото: Светлана Хохрякова

А кто-то, как Светлана Немоляева, представлявшая короткометражку своей внучки Полины Лазаревой «Любите ли вы театр?» или певица Нина Шацкая, оказался в этих краях впервые и был очарован их красотой. Нина, еще и как мастер фотографии, захотела сюда вернуться, чтобы запечатлеть на фотоаппарат красоту гор и озер. 

Гости побывали даже на даче певца Феликса Царикати — осетина по национальности, родившегося и выросшего в Кабарде в единственном там осетинском селе Озрек. Больше 35 лет он живет в Москве, но приезжает на родину каждый месяц. Его дом, который все называют дачей, стоит на берегу озера. На большой поляне можно устраивать концерты, что и было сделано.  Сам хозяин находился далеко, и о нашем визите ему сообщила по телефону актриса Оксана Сташенко. 

На фестивале показали фильмы из Якутии, Северной Осетии, Кыргызстана, Казахстана. Документальная картина «Когда упало небо» Темины Туаевой из Владикавказа — попытка, по ее же собственным словам, рассказать правду о событиях 2008 года в Цхинвале, о конфликте с Грузией и спецоперации. Пять лет продолжалась работа над фильмом, основанным на хронике,  снятой во время боев, где десять человек могли сражаться с одной  винтовкой, как в годы Великой Отечественной войны… 

Полнометражный игровой фильм «Дорога в Эдем» Бакыты Мукула, сыгравшего одну из главных ролей, и Дастана Жапара посвящен писателю и сценаристу Талипу Ибраимову, больше 30 лет проработавшему на «Кыргыз-фильме», и рассказывает об уважаемом в стране писателе, вынужденном продать свою квартиру ради спасения коллеги, которому необходимы деньги на операцию. 

Главный герой в исполнении Марата Алышпаева оказывается в доме престарелых. В конце жизни он отправится в деревню своего отца, и мы увидим его глазами всю красоту киргизской степи, величие гор и природы.

В короткометражном конкурсе участвовала казахстанская картина «Рух» Михаила Плиско о мальчике-сироте, «Про маленькую Сашу» выпускницы Высших курсов сценаристов и режиссеров Ольги Добромысловой о маленьких девочках, отправившихся ночью в лес и испытавших страх старости — вдруг закроешь глаза, а потом окажется, что жизнь пролетела.  

Гости фестиваля посетили выставку советского плаката в Национальном музее республики и увидели уникальные образцы на трех языках — русском, кабардинском и балкарском. Один из плакатов увековечил соцобязательства тружеников сельского хозяйства КбаСССР на 1964 год в цифрах, где количество зерна измеряется пудами для внушительности. По счастливому совпадению на фестивале была представлена документальная «История советского плаката. История спонтанного потребления» Натальи Урмацких.

Оксана Сташенко у исторического плаката 1964 года.

Фото: Светлана Хохрякова

«Уходящая натура. Портрет режиссера Ахадова» снят его учеником Олегом Галицким и рассказывает о том, как Маргарита Терехова и Александр Кайдановский сыграли невозможную в советском кино эротическую сцену в фильме «Кто поедет в Трускавец?». А ведь изначально намечалась другая пара — Марина Влади и Владимир Высоцкий. Однако югославские гастроли Театра на Таганке скорректировали планы не в пользу Ахадова.

Когда Анни Жирардо приехала к нему на съемки «Руфи», она поинтересовалась: «Ты тот дурак, который пригласил меня сюда?» А потом она сыграла в его спектакле. Когда в Таджикистане, где жил и работал Ахадов, начались волнения, он вместе с театром, хотя мог бы один, переехал в Магнитогорск, и это был интереснейший период его жизни.

Тема учителя и учеников в Нальчике прозвучала особенно актуально. Там несколько лет назад Александр Сокуров набрал мастерскую в местном университете в надежде вырастить  молодых режиссеров, которые подняли бы местный кинематограф на должную высоту. Но они разъехались по миру. 

Лауреаты Каннского кинофестиваля Кантемир Балагов и Кира Коваленко живут в США, участник фестивалей в Венеции и Карловых Варах Владимир Битоков — в Москве, дважды участник Берлинале Александр Золотухин — в Петербурге. И это уникальный случай, чтобы из одного города, да еще не самого большого, вышла такая блистательная киноплеяда. А в Нальчике о них почти не вспоминают.  Кино — дорогостоящее дело, и выпускники Сокурова не могли рассчитывать на продолжение своей деятельности на родине. Кто-то, имея режиссерский диплом, вынужден был работать таксистом. Да и тематика смелых фильмов, честный взгляд на то, о чем не принято говорить, не нашли поддержки у земляков.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 64 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля