Сегодня: г.

В шаге от мира: соглашение с Украиной уже на горизонте

Фото: Министерство обороны РФ

И основывается этот вывод вовсе не только на «сдержанном оптимизме», который сочится из скупых, обтекаемых заявлений официальных переговорщиков. Более важный и надежный индикатор — баланс интересов.

Прекращение вооруженного противостояния на Украине возможно при совпадении двух условий. Это будет выгодно каждому из трех участников конфликта: Москве, Киеву и коллективному Западу. Каждый из трех участников конфликта будет иметь веский повод объявить о своей победе — если не военной (такую победу может одержать только одна сторона — Россия), то хотя бы моральной и политической. Мне представляется, что оба эти условия имеют место уже сейчас или будут иметь место совсем скоро.

Начну с России. Ни одна страна в современной мировой истории не шла на такие жертвы ради достижения одной-единственной политической цели. Москва поставила на карту все. И ей, естественно, хочется по максимуму сохранить объем этого «всего», который еще можно сохранить. Впрочем, тезис о том, что интересам России отвечает скорейшее завершение специальной военной операции на Украине, настолько очевиден, что не требует доказательств. Разумеется, такое завершение возможно только при условии достижения поставленных целей. Давайте кратко по ним пробежимся.

Вопрос о членстве Украины в НАТО снят с повестки дня и может вновь в нее вернуться только в случае полной дезинтеграции России по типу той, которая имела место во время Гражданской войны 1917–1922 годов. Превращение Украины в неформального члена Североатлантического альянса — официально в блоке не состоит, но на деле является его составной частью — тоже не является реалистичным рабочим вариантом. Что сделано однажды, то может быть сделано и дважды.

Угроза повторения специальной военной операции РФ отныне будет еще очень долго висеть над Киевом, словно дамоклов меч. Готовность обсуждать признание российского статуса Крыма и независимости ЛНР и ДНР официальные киевские лица уже выражали — причем не раз. Конечно, примирительные заявления украинского начальства каждый раз чередуются с прямо противоположными. Но такова уж специфика киевского политического класса. Главное в том, что украинское политическое руководство уже поняло: Россия не отступится, пока не получит желаемое.

Может ли официальный Киев пойти на выдачу этого желаемого без потери лица? На мой взгляд, очень даже может. Вспомним Грузию 2008 года — то, как режим Саакашвили мгновенно растерял свою «молодецкую удаль» и был готов рассыпаться на части в случае нового, пусть даже самого слабого толчка со стороны Москвы. На Украине 2022 года «жевания галстуков» не наблюдается. Политическое лицо Зеленского сохранено. Дальше у этого «политического лица» только два варианта: наблюдать за дальнейшим увеличением количества жертв и разрушений с тем, чтобы в конечном итоге все равно пойти на соглашение с заранее известными условиями. Или пойти на соглашение сейчас и максимально быстро стать получателем масштабной экономической помощи Запада.

Времена, когда официальному Киеву надменно заявляли: «Европейский союз — это вам не банкомат и не благотворительная организация» — прошли и вернутся не скоро. После окончания боевых действий Украину будут заваливать деньгами и экономическими ресурсами — с соответствующими возможностями для элиты страны кое-что (или даже совсем не кое-что) прихватизировать.

Переходим теперь к Западу. США и ЕС врубили на полную (или почти полную) катушку санкционный механизм. И что? Да ничего. Если санкции и подействуют на политику Москвы, то это дело будущего. А в настоящем Россия продолжает упорно гнуть свою линию и продвигаться вперед. Для Запада это грандиозное политическое унижение невиданного масштаба, которое необходимо как можно быстрее прекратить. И если бы только в унижении было дело! Каждый день интенсивных боевых действий в центре Европы увеличивает шансы на то, что эти действия выплеснутся за пределы Украины. Нужно ли это Западу с его привычкой к сытому и безопасному существованию?

Вот почему я считаю, что перспектива скорого прекращения вооруженного противостояния на Украине уже замаячила на горизонте. Вопрос лишь в том, какой именно срок в данном случае скрывается за словом «скоро».

Как мы все теперь хорошо знаем, рациональные соображения в политике далеко не всегда являются главными и определяющими. Иррациональные мотивы, личные заморочки тех или иных политических игроков, случайные и непросчитываемые факторы — все это может оказаться не менее важным. В конце концов все в любом случае закончится компромиссом. Иного не дано, учитывая, что Россия и Украина все равно обречены оставаться соседями (боюсь, что теперь только соседями — все прилагательные, с помощью которых ранее было принято описывать близкие отношения двух народов, в этом плане станут архаизмами).

Дело лишь в условиях этого компромисса — когда ставки так высоки для всех сторон, ни одна из них не захочет попадать впросак. Остается лишь надеяться на скорейший триумф рациональных политических соображений. Надежда — это, как известно, почти единственное из того, что у нас сейчас осталось.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 59 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля