Сцена из спектакля «Спящая красавица». Фото: Андрей Парфенов.
Судьба у этого фестиваля для детей непростая. Ему шесть лет, он родился и сначала работал под крылом Платоновского фестиваля, но потом, когда в городе сменилось культурное руководство, «Маршака» перевели в подчинение местного ТЮЗа. «Мальчик» ещё три года прожил с другими «родителями» и теперь вернулся в отчий дом — на Платоновский фестиваль, который, в свою очередь, покинул его основатель — Михаил Бычков. Но это совсем другая и не детская история.
Однако, как известно, испытания или убивают, или закаляют характер. «Маршак» выстоял, и в этом году даже пройдёт в новом формате, то есть дважды — весной и осенью.
— Двойной «Маршак» — это стечение обстоятельств, — объясняет куратор фестиваля Раиса Ждан. — В прошлом году из-за пандемии мы вынуждены были отменить смотр. Дальше вернёмся к привычному графику.
Весенний «Маршак», начавшийся неделю назад, радует своей программой. В ней — 19 названий спектаклей из Москвы, Петербурга, Твери, Канска, Петрозаводска, и, разумеется, Воронежа — более 40 показов. Ну и уже привычный сопутствующий образовательный блок (лекции и мастер-классы театральных педагогов и режиссеров). Правда, афиша в силу известных обстоятельств лишилась двух иностранных компаний — из Франции и Румынии.
Сцена из спектакля «Манюня». Фото: Андрей Парфенов.
Российская столица на «Маршаке» представлена тремя известными большими коллективами — РАМТом, отыгравшим вначале фестиваля спектакли «Манюня» и «Чёрную курицу», московским ТЮЗом с «Маугли» и семейным Театром Терезы Дуровой с роскошной «Спящей красавицей» и музыкально-пластическим представлением «Букашки. Фантазия».
— Меня очень порадовала фестивальная публика, — говорит Тереза Дурова. — После первого показа «Букашек» ко мне подошла мама с ребёнком и сказала: «Я вам очень благодарна за то, что вы не упростили спектакль». Хотя постановка по содержанию, вроде бы, простая — история для аудитории 4+ про то, как гусеница превращаются в бабочку.
Но актриса и режиссер театра Ольга Сидоркевич создала для сцены волшебный мир насекомых: муравьишки, стрекозы, бабочки, божьи коровки на колокольчиках, пчёлы и стрекозы поют в стиле бит-бокса и на радость малышне выходят в зал. Ювелирной работы реквизит (Ольга Сидоркевич), оригинальные костюмы (Ольга Скорнецкая), необычная пластика актеров определяют сказочный образ спектакля.
Тереза Дурова и ее театр, как никто, умеют рассказывать сказки так, что они звучат актуальнее любых современных произведений. При том, что «одеты» сказочки традиционно и помещены в декорации, по красоте далекие от реальности. И, тем не менее, одна из последних работ Терезы — «Вересковый мёд», поставленная на основе шотландских легенд ещё за полгода до начала спецоперации на Украине, рассказала о сплочении народа перед лицом опасности, о том, что «вместе устоим, а порознь — падем».
Да и в барочной по красоте «Спящей красавице», показанной на сцене концертного зала Воронежа, главные действующие лица — не принц и юная принцесса, а злая фея. Но сам факт ее существования и совершенное ею злодеяние дают возможность героям испытать себя и подлинность своих чувств.
— Без появление злой силы герой не совершит подвига, а без подвига нет любви и проверки чувств, — говорит мне Тереза Дурова перед началом спектакля.
Но не сказочные, а реальные испытания у ее театра начались в Воронеже за час до спектакля — исполнительнице роли принцессы Насте Крыловой неожиданно стало плохо. Срочно вызвали «скорую». Пока ждали медиков, режиссер решала, что делать, если актриса не сможет выйти на сцену.
— А действительно, что делать? — спрашиваю я Терезу Дурову. — Вот конкретная ситуация — как выходить из нее? Ведь занавес в любом случае должен открыться, не отменять же спектакль.
— Только в исключительном случае отменять, — говорит она. — Посмотрим, что скажут врачи. Но первым делом что в таком случае надо делать — это собирать всю труппу, чтобы перераспределить силы, ввести быстро тех, кто знает спектакль и мизансцены, вокальные номера перевести в диалог или монолог.
К счастью, в «Спящей» не пришлось ничего менять — врачи сняли у актрисы приступ, она замечательно отыграла. Юные зрители стоя аплодировали артистам и оркестру, который расположился на двух балконах по краям сцены, таким образом став участниками спектакля.
А вот спектакль «Терра» драмтеатра из Альметьевска (Татарстан) предложил маленькому зрителю покапаться в песочнице. И два обаятельных взрослых артиста показывают детям, как те там играют. Это направление театра для самых маленьких, которое активно развивается последние лет десять, на самом деле совсем не простое — и даже опасно. Взрослые дяди и тети испытывают иллюзии будто они знают, как малышей от двух до трёх лет увлечь театром: теория здесь пока побеждает практику. А в практическом поле настоящих побед у нас и за рубежом, стоит признать, меньше, чем поражений.
«Терра» из Альметьевска оказалась приятным исключением. Принцип, по которому режиссёр Алмаз Садриев выстроил свой короткий спектакль — все — из всего, что есть под рукой у артистов. А под рукой у них — земля, хорошо очищенная, светло-коричневая, и из неё получается водопад, море, шторм и все, что фантазия пожелает. Постановщиком (что немаловажно) точно рассчитан хронометраж — 20 минут, но они плотно насыщены действием и забавными приключениями. Что нашли в песочнице? Даже гипсовую голову древнегреческого Давида, а тот, оказывается, «кушать хочет» и его, как маленького, с ложечки покормили. Оставшиеся 20 минут дети вместе с артистами открывали для себя возможности и тайны земли.
Сцена из спектакля «Сахарный ребенок». Фото: Андрей Парфенов.
К поучительному уроку истории можно отнести премьерный спектакль «Сахарный ребёнок» центра им Мейерхольда и творческого Центра «Среда». На самом деле это урок скорби и печали — о маленькой девочке, которая вместе с мамой, как дочь врага народа, оказалась в сталинском лагере, а потом в ссылке. Это совсем не придуманная история, а реальная — одна из сотни тысяч, разрушивших жизнь многих советских семей в 30-е годы прошлого века. Ольга Громова написала книгу на основе реальных воспоминаний Стеллы Нудольской, которая и была той самой дочерью врага народа.
Полина Стружкова выстроила свой спектакль на вещественных доказательствах, спрятанных в картонных коробках. Коробки подписаны от руки — пионерский галстук, сапоги, письма и так далее, и три артиста по очереди извлекают из них предмет за предметом, с их помощью рассказывая историю Стеллы в разные годы.
Вот кирзовые сапоги, повидавшие виды — это дядя начальник лагеря, который узнает от девочки (плоская бумажная куколка в руках артистки), что ее охранник ударил прикладом по голове за то, что она просто хотела посмотреть на красивый цветок. А красный галстук, лежащий под коробкой, резко выдергивают — так маленькую Стеллу исключили из пионеров. Лагерь заменят на ссылку в Киргизии, где девочку местные называют «сахарный ребенок». А жизнь хоть и не сахарная, но в ней девочка видит свет. Наверное, потому и выжила.
Форма спектакля совпадает со стилистикой повествования — условность, все просто и… жутко от того, что было. И не дай то Бог, если повторится. Однако тема, которую поднимают постановщики — настолько важная, что, несмотря на весь минимализм, требует тщательного исполнения и отделки во всем — от главного до мелочей. Увы, молодую актрису, исполняющую роль девочки Стеллы, не всегда хорошо было слышно, хотя зал, где шел спектакль, совсем небольшой.
А весенний «Маршак» приближается к финалу — впереди еще кукольные спектакли из Питера, Петрозаводска, драматические — также из города на Неве, Воронежа и сибирского Канска.
По материалам: www.mk.ru