Сегодня: г.

В Воронеже проходит фестиваль детских спектаклей «Маршак»

Сцена из спектакля «Спящая красавица». Фото: Андрей Парфенов.

Судьба у этого фестиваля для детей непростая. Ему шесть лет, он родился и сначала работал под крылом Платоновского фестиваля, но потом, когда в городе сменилось  культурное руководство, «Маршака» перевели в подчинение местного ТЮЗа. «Мальчик» ещё три года прожил с другими «родителями» и теперь вернулся в отчий дом — на Платоновский фестиваль, который, в свою очередь, покинул его основатель — Михаил Бычков. Но это совсем другая и не детская история. 

Однако, как известно, испытания или убивают,  или закаляют характер. «Маршак» выстоял, и в этом году даже пройдёт  в новом формате, то есть дважды — весной и осенью. 

— Двойной «Маршак» — это стечение обстоятельств, — объясняет куратор фестиваля Раиса Ждан. — В прошлом году из-за пандемии мы вынуждены были отменить смотр. Дальше вернёмся к привычному графику. 

Весенний «Маршак», начавшийся неделю назад, радует своей программой. В ней — 19 названий спектаклей из Москвы, Петербурга, Твери, Канска, Петрозаводска, и, разумеется, Воронежа — более 40 показов. Ну и уже привычный сопутствующий образовательный блок (лекции и мастер-классы театральных педагогов и режиссеров). Правда, афиша в силу известных обстоятельств лишилась  двух иностранных компаний — из Франции и Румынии. 

Сцена из спектакля «Манюня». Фото: Андрей Парфенов.

Российская столица на «Маршаке» представлена тремя известными  большими коллективами  —  РАМТом, отыгравшим вначале фестиваля спектакли «Манюня» и «Чёрную курицу», московским ТЮЗом с «Маугли» и семейным Театром Терезы Дуровой с роскошной  «Спящей красавицей» и музыкально-пластическим представлением «Букашки. Фантазия». 

— Меня очень порадовала фестивальная публика, — говорит Тереза Дурова. — После первого показа «Букашек» ко мне подошла мама с ребёнком и сказала: «Я вам очень благодарна за то, что вы не упростили спектакль». Хотя постановка по содержанию, вроде бы, простая — история для аудитории  4+ про то,  как  гусеница превращаются в бабочку. 

Но актриса и режиссер театра Ольга Сидоркевич создала для сцены волшебный мир насекомых: муравьишки, стрекозы, бабочки, божьи коровки на колокольчиках, пчёлы и стрекозы поют в стиле бит-бокса и на радость малышне выходят в зал.  Ювелирной работы  реквизит (Ольга Сидоркевич), оригинальные костюмы  (Ольга Скорнецкая), необычная пластика актеров  определяют  сказочный образ  спектакля. 

Тереза Дурова и ее театр, как никто, умеют рассказывать сказки так, что они звучат актуальнее любых современных произведений. При том, что «одеты» сказочки традиционно и помещены в декорации, по красоте далекие от реальности. И, тем не менее, одна из последних работ Терезы  — «Вересковый мёд», поставленная на основе шотландских легенд  ещё за полгода до начала спецоперации на Украине, рассказала  о сплочении  народа перед лицом опасности, о том, что «вместе устоим, а порознь — падем».  

Да и в барочной по красоте «Спящей красавице», показанной на сцене концертного зала Воронежа, главные действующие лица — не принц и юная принцесса, а злая фея. Но сам факт ее существования и совершенное ею злодеяние дают возможность героям испытать  себя и подлинность своих чувств. 

— Без появление злой силы герой не совершит подвига, а без подвига нет любви и проверки чувств, —  говорит мне Тереза Дурова  перед началом спектакля. 

Но не сказочные, а реальные испытания у ее театра  начались в Воронеже за час до спектакля — исполнительнице  роли принцессы Насте Крыловой неожиданно стало плохо. Срочно вызвали  «скорую». Пока ждали медиков, режиссер решала, что делать, если  актриса не сможет выйти на сцену.  

— А действительно, что делать? — спрашиваю я Терезу Дурову. — Вот конкретная ситуация — как выходить из нее? Ведь занавес в любом случае должен открыться, не отменять же спектакль. 

— Только в исключительном случае отменять, — говорит она. — Посмотрим, что скажут врачи. Но первым делом что в таком случае надо делать — это собирать всю труппу, чтобы перераспределить силы, ввести быстро тех, кто знает спектакль и мизансцены, вокальные номера перевести  в диалог или монолог. 

К счастью, в «Спящей» не пришлось ничего менять — врачи сняли у актрисы  приступ, она замечательно отыграла. Юные зрители стоя аплодировали артистам и оркестру, который расположился на двух балконах по краям сцены, таким образом став участниками спектакля. 

А вот спектакль «Терра» драмтеатра из Альметьевска (Татарстан) предложил маленькому зрителю покапаться в песочнице. И два обаятельных взрослых артиста показывают детям, как те там играют. Это направление театра для самых маленьких, которое активно развивается последние лет десять, на самом деле совсем не простое — и даже опасно. Взрослые дяди и тети испытывают иллюзии будто они знают, как малышей от двух до трёх лет увлечь театром: теория здесь пока побеждает практику. А в практическом поле настоящих  побед у нас и за рубежом, стоит признать, меньше, чем поражений. 

«Терра» из Альметьевска оказалась приятным исключением. Принцип, по которому режиссёр Алмаз Садриев выстроил свой короткий спектакль  — все — из всего, что есть под рукой у артистов. А под рукой  у них — земля, хорошо очищенная, светло-коричневая, и из неё  получается водопад, море, шторм и все, что фантазия пожелает.  Постановщиком (что немаловажно) точно рассчитан хронометраж — 20 минут,  но они плотно насыщены действием и  забавными приключениями. Что нашли в песочнице? Даже гипсовую голову древнегреческого Давида, а тот, оказывается, «кушать хочет» и его, как маленького, с ложечки покормили. Оставшиеся 20 минут дети вместе с артистами открывали для себя возможности и тайны земли. 

Сцена из спектакля «Сахарный ребенок». Фото: Андрей Парфенов.

К поучительному уроку истории можно отнести премьерный спектакль «Сахарный ребёнок» центра им Мейерхольда и творческого Центра «Среда». На самом деле это урок скорби и печали — о маленькой девочке,  которая  вместе с мамой, как дочь врага народа, оказалась в сталинском лагере, а потом  в ссылке.  Это совсем не придуманная история, а реальная — одна из сотни тысяч, разрушивших жизнь многих советских семей в 30-е годы прошлого века.  Ольга Громова написала книгу на основе реальных воспоминаний Стеллы Нудольской,  которая и была той самой дочерью врага народа. 

Полина Стружкова выстроила свой спектакль на вещественных доказательствах, спрятанных в картонных коробках. Коробки подписаны от руки — пионерский галстук, сапоги, письма и так далее, и три артиста по очереди извлекают из них  предмет за предметом,  с их помощью рассказывая историю Стеллы в разные годы. 

Вот кирзовые сапоги, повидавшие виды — это дядя начальник лагеря, который узнает от девочки (плоская бумажная куколка в руках артистки), что ее охранник ударил прикладом по голове за то, что она просто хотела посмотреть на красивый цветок. А красный галстук, лежащий под коробкой, резко выдергивают — так маленькую Стеллу исключили из пионеров. Лагерь заменят на ссылку в Киргизии, где девочку местные называют «сахарный ребенок». А жизнь хоть и не сахарная, но в ней девочка видит свет. Наверное, потому и выжила.

Форма спектакля совпадает со стилистикой повествования — условность, все просто и… жутко от того, что было. И не дай то Бог, если повторится. Однако тема, которую поднимают постановщики — настолько важная, что, несмотря на весь минимализм, требует тщательного исполнения и отделки во всем — от главного до мелочей. Увы, молодую актрису, исполняющую роль девочки Стеллы, не всегда хорошо было слышно, хотя зал, где шел спектакль, совсем небольшой.

А весенний «Маршак» приближается к финалу — впереди еще кукольные спектакли из Питера, Петрозаводска, драматические — также из города на Неве, Воронежа и сибирского Канска. 

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 60 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля