Сегодня: г.

Юрий Грымов: «Копировать в российском кино Голливуд было огромной ошибкой»

 

Киносети давно и плотно подсадили зрителя на американское кино, путь к успеху они мостили голливудскими блокбастерами. Последние пару десятилетий каждый второй кинематографист в России ставил перед собой единственную цель: догнать Голливуд, максимально точно скопировать американский рецепт успеха. Сегодня уже окончательно ясно, что это была огромная системная ошибка. Она привела к возникновению современного российского кино — вторичного, неинтересного и абсолютно неконкурентного. На наших глазах вся эта шаткая конструкция рухнула. Развалив отечественный кинематограф.

Помните, как лет пятнадцать назад на авансцену отечественного кино ворвались продюсеры, заявив, что единственный путь развития — это именно продюсерское кино? Ну что ж, давайте посмотрим на результаты. Тут не надо быть специалистом и владеть цифрами — ясно и так: в продюсерском кино максимум пять процентов проектов выходили «в ноль». А заработать хоть что-то сверх того удалось вообще единицам. Небывалый успех.

За последние десять-пятнадцать лет системно снимали картины лишь восемь-десять (не восемьдесят!) аффилированных компаний. Где же остальные? Где независимые студии? Которые, кстати, подпитывают тот же Голливуд? У нас остались одни «мейджоры». Они сами себя так назвали, эти «успешные» продюсеры и режиссеры, которые снимают «системные» картины на деньги налогоплательщиков. Больше нет никого. Никакого другого кино в кинотеатрах вы не увидите.

Эти самые «мейджоры» взвинтили цены внутри кинопроизводства так, что независимым студиям стало просто невозможно вклиниться в тесные ряды получивших доступ к госбюджету. Каналы моментально поделили рынок и принялись продвигать и рекламировать только свои картины. Которые они сами же и производили, заказывая их у самих себя — причем в большой степени на государственные деньги. И теперь вдруг — «Спасите кинопрокат, дайте денег!» и «Где же русское кино?!» Так его нет уже лет двадцать как, господа. Проснитесь. Вашему странному «коммерческому успеху» за счет налогоплательщиков пришел конец.

Вы, господа прокатчики, десятилетиями, мягко говоря, не поддерживали российское кино. Не задавайте теперь глупые вопросы и не лицемерьте. «Российский зритель не станет смотреть российское кино!» — продолжают стенать эти господа. Да, не станут, если не вернуть российский кинематограф на экран. Если не приучить и не переучить зрителя.

Кстати, я считаю, что жалобы на низкие вкусы аудитории, которыми пытаются оправдаться сегодня прокатчики, — это как минимум преувеличение. Почему-то при пустых кинозалах сегодня полны залы театральные. Актеры те же, режиссеры те же — результат прямо противоположный: в театр идет зритель, и в театре есть что посмотреть.

Тут, конечно, дело не только в зрителе. Возьмем кинематографическое образование. Люди, которые преподают в киновузах, жалуются на отсутствие режиссеров. Секундочку. Вы же сами готовите молодых актеров, режиссеров, сценаристов, вузы, где вы работаете, выпускают их тысячами! Так, может, по слову классика, «может, что-то в консерватории подправить?»

Да, в российском кино и сегодня есть прекрасные работы, отмеченные международными фестивалями. Но их ничтожно мало. Это крупица золота в куче навоза. Да, в общем, и куча эта не такая уж и огромная: национальный кинематограф начинается после двухсот картин в год; сколько фильмов производим мы? Причем среди этих сотен картин должно быть всё, весь спектр жанров — не только заведомо интересующие государство «духоподъемные» военные, спортивные и исторические драмы, но и детское, и подростковое кино. Попробуйте вспомнить: давно вы видели на экране российский фильм для детей?

У меня никогда не было комплекса неполноценности из-за того, что мы снимали свое, особенное кино, со своим языком. Язык советского кинематографа, между прочим, прекрасно понимали во всем мире. Но сегодня мне по-настоящему стыдно за российское кино. До чего дошли военные драмы: они превратились в легкий приключенческий жанр. Никто не протестовал против разрушения другой части нашего кинонаследия — разукрашивания старых фильмов. Я не могу смотреть своих любимых «Офицеров» или «В бой идут одни старики» в пластилиновом зеленом цвете.

Напомню: когда Дональд Трамп, еще будучи застройщиком, вознамерился на собственные деньги изготовить цветную копию культового «Гражданина Кейна», американская кинообщественность не позволила ему этого сделать. «Руки прочь от кинематографа, господин строитель!» — примерно так был сформулирован протест. Мы же, заслуженно гордясь шедеврами советского кино, почему-то спокойно дали неумным, пустым и бесталанным людям совершить этот акт вандализма. Акт, который убивает художественную ценность старых картин. Так, значит, мы гордились чем-то не тем? Значит, мы не вполне понимали, в чем ценность этих выдающихся фильмов?

Сегодня настал момент, когда нужно срочно реформировать кино. Срочно и глубоко. Нужно создать условия, когда снимать кино станет выгодно. Хотя, конечно, главное сейчас — даже не распределение денег, а грамотно изложенные цели и задачи: чего мы хотим и как мы хотим этого добиться.

А пока… Пока отечественные гуру кинопроката пытаются спастись, истерически выплясывая на тех же граблях. Даже сейчас, когда, казалось бы, есть шанс дать дорогу независимым авторам, новому кино — смотреть на отечественную киноафишу по-прежнему страшно: там все тот же бесконечный, изживший себя «КВН Style» и «супербабы». Будет невыносимо стыдно и горько, если эта афиша станет единственным, чем запомнится отечественное кино нашего времени.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 85 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля