Сегодня: г.

Загадки «Гусарской баллады» Рязанова: что нашла экспедиция по местам съемок

Азарова — Голубкина и Кутузов — Ильинский.

Премьеры этого фильма, приуроченной к 150-летию Бородинской битвы, могло и не быть. Над полностью уже смонтированной, озвученной «Гусарской балладой» нависла угроза, что ее «положат на полку». «Виновником» стал фельдмаршал Кутузов… Вернее, известный артист Игорь Ильинский, которого Рязанов выбрал в своем фильме на роль главнокомандующего русской армией.

Несколькими годами раньше Ильинский сыграл смешного дурака-чиновника Огурцова в «Карнавальной ночи» у того же Рязанова. И теперь идея использовать комедийного актера для совсем иного, патриотического образа легендарного русского военачальника показалась руководству киностудии кощунственной: «Огурцова в фельдмаршалы? Да зрители сразу смеяться начнут над таким Кутузовым! Память великого полководца будет оскорблена…»

Но Эльдар Александрович решил предпринять хитрый «обходной маневр», о котором вспоминал впоследствии.

«…Пришла пора выезжать на зимнюю натуру… Я буквально умолил Ильинского сниматься и, не проинформировав руководство студии, свершил самовольный поступок — отснял эпизод, где Кутузов проезжает перед войсками. А вскоре снег стаял совсем, и эту сцену переснять с другим исполнителем не представлялось возможным. Так я поставил студию перед свершившимся фактом. Пришлось смириться с моим выбором».

Однако впереди оставался еще главный рубеж, который предстояло преодолеть на пути к выходу фильма на экраны, — свое «добро» новой кинокомедии должна была дать министр культуры Фурцева. «Железная Катя» после просмотра «Гусарской баллады» категорически запретила выпускать картину в прокат, придравшись все к тому же образу Кутузова, который «комиком Ильинским» в фильме «искажен», и вообще показ зрителям подобной легкомысленной истории совершенно неуместен в дни празднования столь важного бородинского юбилея.

Комедию Рязанова спасли журналисты. В ту пору существовала практика — для сотрудников центральных газет регулярно устраивали закрытые просмотры фильмов. В очередной раз такое мероприятие «Мосфильм» устроил группе редакторов и корреспондентов «Известий» во главе с главредом Алексеем Аджубеем, зятем самого Никиты Хрущева. Им показали «Гусарскую балладу», которая всем присутствовавшим очень понравилась. А вскоре после этого в приложении к «Известиям», еженедельнике «Неделя», с одобрения Аджубея была опубликована хвалебная рецензия на новый фильм и в том числе на работу в нем Игоря Ильинского. Таким образом рязановская комедия получила «мандат» фактически от члена семьи первого лица страны. Тут уж все претензии министра культуры оказались биты.

Через день после появления публикации в «Неделе» по Москве стали расклеивать афиши, рекламирующие выход «Гусарской баллады» на экраны. Ее премьерный показ состоялся точно по первоначальному плану — 7 сентября 1962-го.

«Аморалка» от режиссера

«Одним из героев фильма, вернее, героинь, должна была стать полная тонкого очарования русская природа, — вспоминал позднее Рязанов. — Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать. Поэтому выбору натуры уделялось особенно тщательное внимание. Мы с оператором Леонидом Крайненковым и художниками не успокоились, пока не наткнулись на холмистые, с перелесками и открывающимися далями исконно русские пейзажи».

Понравившиеся режиссеру виды нашлись на севере Московской области, где пролегает Клинско-Дмитровская гряда. Именно в этих краях и расположен целый «букет» тех мест, где снимали эпизоды «Гусарской баллады». В общей сложности таких, используя модное слово, локаций около десятка. Из них корреспондент «МК» «запеленговал» шесть. Проехав по местам «кинематографических боев», удалось убедиться, что приглянувшаяся Эльдару Александровичу натура сильно изменилась за прошедшие десятилетия. В некоторых случаях опознать природные и архитектурные объекты, запечатленные в кадрах фильма, оказалось очень трудно.

Начнем с самых первых кадров кинокомедии, где Шурочка Азарова лихо скачет на лошади. Причем скачет «аморально» по меркам начала XIX столетия. Ведь в ту пору женщины ездили верхом, сидя в седлах боком — так, что обе ноги находились по одну сторону конской спины. Классическая мужская посадка была для дам табу: чтобы сесть таким образом на лошадь, нужно перекинуть ногу через седло, но согласно давним церковным устоям считалось недопустимым, чтобы порядочная женщина на виду у людей раздвигала бедра. Подобная поза, мол, провоцирует греховные поползновения, нападение нечистого духа.

Ну а героиня фильма оседлала своего скакуна вполне по-мужски. Сделать это в женском наряде было бы невозможно. Потому художник по костюмам Ольга Кручинина для данной мизансцены приготовила исполнительнице роли Ларисе Голубкиной мужской костюм для верховой езды: серые рейтузы, сапоги, жокейский пиджак и на голову высокий картуз, напоминающий офицерский кивер.

В таком «неподобающем девушке из приличной семьи» виде и прогарцевала главная героиня фильма перед объективом камеры.

С самых первых кадров режиссер показал нам мальчишеский азарт юной барышни, и это стало прологом к последующему ее перевоплощению в лихого гусарского корнета.

Кладбище на месте поляны для скачек.

Фото: Александр Добровольский

Сцену снимали у села Подъячево, на территории бывшей усадьбы Никольское-Обольяниново. Понять, где же именно скакала верхом Шурочка-Лариса, помог запечатленный в кадре на заднем плане архитектурный «репер» — церковь Святителя Николая, сохранившаяся до нашего времени. Сейчас она радует глаз отреставрированными фасадами, а 60 лет назад пребывала в запущенном виде — внимательный зритель «Гусарской баллады» наверняка заметит покосившийся крест на храме. (Это можно отнести к кинематографическим ляпам: трудно представить, чтобы на заре XIX века в помещичьей усадьбе церковь находилась в таком неглиже, что главный символ — крест — вот-вот рухнет.)

Ориентируясь на храм, попробовал определить точку, с которой велась съемка эпизода. Когда это получилось, убедился, что нынешний «мемориальный» пейзаж сильно отличается от запечатленного на кинопленке. Церковь почти полностью скрыли разросшиеся деревья, а луговина, полого спускающаяся к речке Лутосне, занята новым подъячевским кладбищем. Так что Шурочке пришлось бы теперь скакать между могилами.

«Дерево любви»

Важным пунктом на маршруте стало соседнее село Ольгово. Где-то здесь, судя по упоминаниям энтузиастов-следопытов, растет дуб, который стал героем одного из самых ярких эпизодов фильма: Шурочка Азарова, переодевшаяся корнетом, спасает генерала Балмашева, которого французы взяли в плен.

По сценарию, отважная девушка забралась на дерево у дороги, а когда под ним проезжала карета с пленным, спрыгнула на ее крышу, пользуясь неожиданностью, напала на конвойных солдат и сумела увезти русского генерала прочь. Как вспоминали создатели «Гусарской баллады», трюк вместо Голубкиной исполнил опытный цирковой наездник Василий Роговой. Именно он в костюме гусарского корнета прыгал с расположенной высоко над землей толстой ветки дуба сперва на крышу движущейся кареты, а оттуда на спину одной из запряженных в нее лошадей.

Итак, ищем тот самый дуб. Без подсказки местных жителей не обойтись. Обитатели недавно построенных в Ольгове коттеджей, как оказалось, о подобной достопримечательности даже не слыхали. Зато обратившись к мужчине, дежурившему у входа в корпуса старой ольговской усадьбы, получил конкретную подсказку: «Есть у нас такое знаменитое дерево. Его еще «деревом любви» называют. Но оно за селом находится. Поезжайте по шоссе до первой дороги налево, там свернете и почти сразу же его увидите. Перепутать с другими деревьями невозможно — этот дуб весь в разноцветных лоскутках. Ведь установилась традиция: молодожены со всей округи в день свадьбы приезжают к «дереву любви» и привязывают к его веткам ленточки на счастье».

Тот самый дуб.

Фото: Александр Добровольский

Еду по шоссе, поворачиваю на проселок и через пару сотен метров — там, где в лесные заросли уходит едва заметная уже старая просека, — вижу этот дуб. Действительно весь обмотан-перевязан ленточками, украшен воздушными шариками. При ближайшем рассмотрении становится понятно, почему данный объект получил название «дерева любви»: вокруг толстенного, в обхват, дубового ствола обвилась тоже довольно толстая береза.

Уж как это ей удалось, непонятно, однако зрелище символичное. Вот только…

При внимательном взгляде на популярное у женихов-невест дерево возникло недоумение: где ж тут было устраивать засаду героине «Гусарской баллады»? Да и соседние деревья вроде бы никак не вяжутся с пейзажем из соответствующего эпизода фильма.

Открыл в смартфоне предусмотрительно сделанный стоп-кадр с прыжком Шурочки на крышу кареты: не тот дуб, и дорога по-другому проходит… Но где же тогда «шурочкин» дуб? Оглядываюсь по сторонам — да вот же он, неподалеку от «дерева любви», на другой стороне зарастающей просеки. Тоже толстый, необхватный, а рядом два обломанных ствола старых берез еще стоят. У одной из них характерный нарост имеется, точь-в-точь такой, как у березы в кадре фильма (хотя была она тогда гораздо тоньше).

Ориентируясь по этим приметам, удалось довольно точно определить, откуда и куда во время съемок фильма двигалась карета с пленным генералом, где устроила засаду девица-корнет. Только того толстого сука, на который взобралась Шурочка, дуб не сохранил. От него осталась лишь короткая сухая культя. Однако общий профиль дерева вполне узнаваем.

В итоге корреспондент «МК» смог опровергнуть мнение, устоявшееся у некоторых ольговских жителей. Дуб из «Гусарской баллады» это вовсе не популярное «дерево любви», а его неприметный сосед.

Церковные метаморфозы

Очень богатым на впечатления оказался следующий этап экспедиции. Предстояло отыскать усадьбу, принадлежавшую, по сценарию фильма, отставному майору Азарову — дяде Шурочки, где разворачивались многие события «Гусарской баллады».

Сам поиск объекта проблем не вызвал. Благодаря подсказкам краеведов известно, что он находится в селе Удино на Рогачевском шоссе. Но вот усадебный дом… Увиденное вызвало самые противоположные чувства.

В действительности это никакой не дом, а церковь. На краю села дремучий лес, в который превратился бывший здесь когда-то усадебный парк. Заросли деревьев вплотную обступили руины здания из красного кирпича. Не сразу даже поймешь, что перед тобой остатки храма. Совершенной издевкой на фоне такого запустения и полнейшей разрухи выглядит табличка, прикрепленная к стене: «Памятник архитектуры. Церковь Покрова в селе Удино, построена в 1834 году. Охраняется государством».

Но при чем же тут церковь, если речь идет об усадебном доме Азаровых? Объяснение можно найти в воспоминаниях Эльдара Рязанова:

«Часть событий (в фильме. — А.Д.) происходила в усадьбе небогатого помещика. Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелегким. Сохранились дворцы крупных аристократов, князей, а небольших поместий нет, они варварски уничтожены в революционные и послереволюционные годы.

После долгих поисков мы набрели на рощу вековых лип — первый признак старого дворянского гнезда. Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший ряской пруд. Мы решили, что церковь перестроим в здание усадьбы, вековые липы станут нашим парком, пруд очистим, установим скульптуры, разобьем клумбы, посадим цветы, возведем ограды — и у нас получится красивое и изящное поместье майора Азарова… Художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников… справились с этим на славу».

Действительно, бригады декораторов славно потрудились. Всматриваясь в кадры «Гусарской баллады», лишь самый пристрастный, знакомый с этой киношной эпопеей зритель сможет разобраться, чего стоило техническому персоналу съемочной группы превращение заброшенной церковки в усадебный дом.

С запада и с востока к уцелевшему корпусу храма приладили дополнительные крылья (в кадре удалось разглядеть, что они не каменные, а обшиты горизонтальными досками). Навершие церкви загородили бутафорской надстройкой с полукруглым окном, чтобы получился бельведер, довольно характерный для помещичьих домов в начале XIХ века. А по краям церковного фасада разместили еще два фальшивых окна — прикрепили их застекленные рамы прямо к глухой кирпичной кладке. (Эти обманки можно при желании вычислить, когда смотришь фильм: в вечерних сценах оба фальшокна темные, хотя соседние, настоящие оконные проемы, освещены.) Обветшавшие колонны портика покрасили, ведущие к ним выщербленные каменные ступени подправили при помощи тонированного гипса… Образовавшийся в итоге парадный вход в «усадебный дом» дополнительно оформили по бокам двумя скульптурами сфинксов (из папье-маше, естественно). Внутренние помещения церкви тоже задекорировали, приспособив к съемкам нескольких сцен в интерьерах дома Азаровых.

Руины церкви — бывшего дома Азаровых.

Фото: Александр Добровольский

Добавим к этому упомянутые Рязановым труды декораторов по установке ворот, ограды, разбивке клумб, прокладке дорожек, расчистке заросшего водоема — гигантская работа!

Тем обиднее, что после ухода съемочной группы «Гусарской баллады» Покровская церковь в Удине (бутафорию с нее киношники потом убрали) осталась брошенной на произвол судьбы. В настоящее время старинная постройка находится под угрозой полного разрушения. Исчезли и все следы «ухоженной дворянской усадьбы», созданные рязановскими помощниками: пруд вновь зарос, на месте дорожек, клумб, газонов буйствуют лопухи борщевика… С огромным трудом корреспондент «МК» смог найти точку для съемки руин церкви, чтобы ракурс хотя бы приблизительно совпадал с картинкой одной из усадебных сцен «Гусарской баллады» и при этом вид на здание не загораживали деревья и кусты.

«Французы» под боком у советских ракетчиков

Еще несколько мест, где проводили съемки знаменитой комедии, расположены в районе поселка Луговой, находящегося километрах в 25 севернее Ольгова и Подъячева. Здесь Рязанов снимал зимние мизансцены — эпизоды, связанные с отступлением наполеоновских войск из Москвы по Старой Смоленской дороге.

Конечно, летом эта натура выглядит совсем иначе, что затрудняет идентификацию. Но не ждать же наступления снежной поры! Вооружившись порцией стоп-кадров из фильма, приступил к опознанию.

Вот мост через реку Яхрому на шоссейке, ведущей из поселка Рогачево к селу Куликово. Еще в середине 1970-х он был свайным — пролеты опирались на бетонные сваи-опоры. (Около этой дорожной конструкции мне довелось однажды в школьные годы провести довольно много времени: как раз у моста мы собирали байдарки и грузили в них снаряжение, чтобы совершить водный поход по рекам Яхрома и Сестра.) Издали тонкие бетонные сваи похожи на деревянные, так что мост вполне напоминал постройку рубежа XIX столетия. Таким сходством и воспользовался Эльдар Рязанов. Он решил снять коротенькую сцену-перебивку: на переднем плане у берега замерзшей реки несколько французов жгут костер, а по виднеющемуся позади них мосту бредут отступающие войска великой армии.

В наше время старый мост заменен более совершенной конструкцией, но общая композиция кадра из «Гусарской баллады» все-таки довольно явственно угадывается.

Самому шоссе Рогачево — Куликово Эльдар Александрович поручил играть роль Старой Смоленской дороги. В фильме есть несколько фрагментов, где показано движение по этому большаку разрозненных групп французских солдат, конных повозок, а на обочинах виднеются полузанесенные снегом брошенные орудия, сломанные телеги… Режиссеру удалось показать всю безысходность, трагичность сложившейся ситуации для наполеоновских войск, вынужденных отступать в условиях суровой русской зимы.

Характерная особенность этой выбранной Рязановым натуры — толстые старые вязы, растущие по обеим сторонам дороги. За прошедшие более полувека шеренги деревьев, конечно, поредели, но не исчезли вовсе. Так что место сьемок сцен французского бегства из негостеприимной России можно определить.

Подтверждают, что именно на этом участке дороги снималась рязановская комедия, и старожилы Лугового. Судя по их рассказам, такой выбор натуры обернулся для киношных дополнительными проблемами. Ведь в 1960-е годы неподалеку находился засекреченный военный объект — стартовые позиции полка ПВО, вооруженного новейшими зенитно-ракетными комплексами С-25. По сигналу учебной тревоги ракеты приводились их расчетами в боевое, вертикальное, положение и становились при этом видны издали, возвышаясь над окружающим мелколесьем. Наверняка дирекции фильма пришлось посетить высокие генеральские кабинеты, чтобы согласовать с военными возможность вести киносъемки под самым боком у «запретки». Ну а во время самой работы нужно было тщательно следить, чтобы в объектив не попало ничего секретного. Скорее всего, снимали виды «Старой Смоленской дороги», развернув камеру тылом к позициям ПВО.

В наши дни подобной головной боли у команды Рязанова не возникло бы. Ведь упомянутую ракетную часть на излете 1990-х расформировали.

А расположенному в километре от моста через Яхрому поселку Луговой, по выбору создателей «Гусарской баллады», досталась роль городка, где французы организовали привал на ночлег и куда устроили налет гусары-партизаны, чтобы освободить захваченного в плен корнета Азарова.

Режиссера и художников фильма привлек вид старинного Николо-Пешношского монастыря, сохранившегося на окраине поселка. Древняя обитель в начале 1960-х годов пустовала, ее даже пытались реставрировать. Впрочем, следов этих восстановительных работ кинопленка не зафиксировала. На кадрах, снятых в сумерках, запечатлены костры, пешие и конные воины, и все это на фоне весьма запущенных монастырских построек. Справа — крыльцо храма Сергия Радонежского, в глубине по центру — увенчанная шатром башня над главными монастырскими воротами, левее — другая церковь, Сретенская, лишенная верхушки…

Еще буквально на 3–4 года позднее снимать эту мизансцену Рязанову пришлось бы где-нибудь в другом месте. Ведь монастырь был передан вскоре для размещения в нем очень специфического заведения — психоневрологического интерната. По соседству со столь своеобразным и непредсказуемым контингентом какие уж могли бы быть киносъемки!

Сейчас Николо-Пешношский монастырь возвращен РПЦ, спецучреждение отсюда выведено. Храмы, братские корпуса, крепостные стены отреставрированы, так что еще на подъезде к Луговому видишь прямо-таки сказочный разноцветный городок.

Оказавшись на монастырской территории, довольно просто найти точку съемок одного из фрагментов фильма. Вот затейливое церковное крыльцо, вот проездная башня вдалеке, вот храм левее. Только теперь эти постройки отремонтированы, имеют нарядный вид. Зато одноэтажное здание-галерея, край которого заметен в левом углу кадра, исчезло бесследно. И немудрено: ведь это была времянка — декорация, построенная для фильма.

В эпизодах «Гусарской баллады» использованы и другие натурные объекты. Например, бал у Азаровых снимался в подмосковной усадьбе Валуево. Там же была запечатлена сцена, где Шурочка поет колыбельную своей любимой кукле: «Спи, моя Светлана…».

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 57 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля