Сегодня: г.

Законопроект о праве Генпрокурора без суда закрывать СМИ могут принять в мае

Фото: Елизавета Клушина

Законопроект был внесен в Госдуму 6 апреля и стал одной из первых инициатив воссозданной недавно на Охотном ряду Комиссии по расследованию фактов иностранного вмешательства во внутренние дела России. Под документом подписалась группа депутатов из фракций «ЕР», ЛДПР, «СР» и «Новые люди», отказались ставить свои подписи только коммунисты.

Главная цель законопроекта, утверждают авторы — новые ответные меры на недружественные действия в отношении российских СМИ за рубежом. В случае запрета на деятельность какого-то российского телеканала, газеты или интернет-ресурса в иностранном государстве предлагается отвечать аналогично, то есть запрещать деятельность в России иностранных журналистов и СМИ из этого государства. Но речь в документе идет не только об ответных мерах: в нем прописаны важные изменения, которые касаются российских СМИ и журналистов непосредственно, причем без всякой связи с действиями иностранцев.  

Значительно расширяется перечень оснований для внесудебных блокировок в Интернете, хотя куда уж, казалось бы. А ещё радикально меняются правила отзыва лицензии на вещание у телеканала или радиостанций и прекращения регистрации, дающей право на работу печатным или интернет-СМИ. Если с 1991 года закон «О СМИ» разрешает делать это только по суду, то в случае принятия законопроекта в неизменном виде Генпрокурор и его заместители получат право требовать у Роскомнадзора прекращения действия лицензии или регистрации СМИ, а тот обязан незамедлительно это сделать. Без публичности и участия судей.

Основания для принятия такого рода решений изложены в законопроекте пространно. Это может быть, в частности, «распространение под видом достоверных сообщений недостоверной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации» и информации, которая Вооруженные Силы РФ «дискредитирует», а также «распространение информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть».

В пояснительной записке говорится, что всё вышеизложенное «актуально» и позволяет закрепить «государственные симметричные и оперативные контрмеры на нелегитимные действия и решения, принимаемые иностранными государствами в отношении российских средств массовой информации, осуществляющих деятельность за пределами территории Российской Федерации», а заодно ввести «оперативные процедуры пресечения… противоправных действий российских СМИ и вещателей».

Законопроект сразу обеспокоил Союз журналистов России. Его глава Владимир Соловьев сообщал ранее, что направил отзыв об этой инициативе в профильный думский Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи. В этом отзыве говорится, что документ требует «тщательной доработки». Причем те нормы, которые вводят ответные меры в отношении зарубежных СМИ и журналистов, в СЖР считают оправданными, но предложение ввести внесудебную процедуру ликвидации любого российского СМИ категорически не поддерживают. 

Комиссия по правам человека в информационной сфере Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте тоже высказалась критически в адрес отдельных положений депутатской инициативы. Сейчас в разговоре с «МК» глава СЖР и член СПЧ Владимир Соловьев сказал, что «контакт с профильным думским комитетом есть»: как известно, глава этого комитета Александр Хинштейн («ЕР») сообщил о планах провести расширенное заседание по обсуждению законопроекта с участием профессионального сообщества, представителей СЖР и СПЧ.

Когда может состояться такого рода обсуждение на думской площадке — пока не известно. В конце апреля у депутатов Госдумы начинается краткий отпуск, и к работе на Охотном ряду они приступят только после 15 мая.

Можно ли в принципе доработать этот законопроект в случае принятия в первом чтении так, чтобы он не «добивал» действующий с 1991 года закон «О СМИ»? Один из авторов закона «О СМИ», экс-председатель СПЧ, доктор юридических наук Михаил Федотов ответил на этот вопрос «МК» так: «Его можно привести в божеский вид, если переписать от первой до последней страницы ко второму чтению. Но проще было бы просто отменить действующий закон «О СМИ» и признать его утратившим силу, это равноценно». Внесудебный порядок прекращения лицензии и отзыва регистрации «очень удобен для тех, кто хочет, чтобы в нашей стране не было свободы прессы»,- считает он. 

Статья 29 Конституции, напомним, гласит, что в России «гарантируется свободы массовой информации», а «цензура запрещается», но авторы законопроекта ссылаются на особые, чрезвычайные обстоятельства, видимо, связанные с проведением спецоперации на территории Украины. «Для чрезвычайных обстоятельств у нас есть федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении, который допускает введение ограничений на свободу массовой информации и цензуру. Аналогичные ограничения могут быть введены и в случае объявления военного положения»,- объясняет г-н Федотов. Законы о ЧП (оно может быть введено на определенный срок в случае угрозы массовых беспорядков, насильственного захвата власти и мятежа внутри страны) и о военном положении (оно может быть введено при наличии внешних угроз) в России есть, но в нынешней ситуации, как известно, не применялись.   

«Я надеюсь все-таки, что здравый смысл возобладает, и этот чрезвычайный законопроект либо вообще не будет принят, либо будет принят с указанием срока, на который предложенные меры вводятся — на 30 дней, на 90 дней… до окончания специальной операции, например. А если бессрочно и навсегда, то это противоречит Конституции, к соблюдению которой нас всегда призывает президент РФ Владимир Владимирович Путин»,- сказал г-н Федотов.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 57 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля