Сегодня: г.

Звонок в недра: художники установили телефонную связь с Землей

Серия Андрея Казило.

На входе в галерею зрителя встречают запахи природы. Инсталляция «Травы» молодой художницы Маши Вите формально не относится к проекту «Дыхание земли», однако становится прекрасным эпиграфом к выставке. На стеллаже во всю стену мы видим черно-белую графику, созданную с помощью отпечатков листьев, а рядом с картинками живут настоящие растения и сухоцветы. У каждой «ячейки» свой аромат. Это предисловие словно переносит нас из столицы куда-то далеко в поля и леса, где власть природы не скована асфальтными джунглями, выстроенными человеком.

Мы — дети природы, мы рождаемся на земле, питаемся ее плодами и после смерти ложимся в землю. Все в природе циклично — таков ее закон. Об этом напоминает серия Андрея Казило, на которой человеческие силуэты изображены лежащими под землей, а над каждым из них возвышается ангел. Смерти нет — есть перерождение, продолжение пути в какой-то другой форме. Хочется в это верить, учитывая контекст проекта, посвященного памяти одной из главных фигур российского андеграунда — художника, музыканта и поэта Германа Виноградова, который ушел из жизни 25 февраля. Фотографии с перформансов разных лет (в том числе с Дмитрием Александровичем Приговым) и видео мистерий Бикапо — фирменного жанра Виноградова — открывают экспозицию.

Гарик сам предоставил работы для экспозиции, еще когда был жив (выставка готовилась не один месяц). А когда художника не стало, кураторы проекта Михаил Рошняк, Лариса Кашук и Екатерина Павлова посвятили его памяти друга. И дело тут не только в личном отношении и величине фигуры художника — его идеи красноречиво иллюстрируют суть проекта-размышления о Земле как о живом организме. Свои мистерии Бикапо Гарик создавал с помощью всех четырех стихий: он играл на собственноручно созданных инструментах из жести, используя горелку и воду, и дул, словно ветер, в микрофон. На этих таинствах всегда ощущалась непостижимая и всеобъемлющая энергия природы, которая словно сосредотачивалась вокруг и внутри участников действа.

Более 20 лет назад Гарик организовал группу «Гроздья Виноградовы». Центральная инсталляция выставки в галерее «На Каширке» получила название «Земля Виноградова», в ее создании участвовали все природные стихии, как и в Бикапо. Это самый масштабный объект выставки, и он как нельзя лучше отражает идею проекта, ведь он живой. Как любое живое существо, он меняется каждый день. Перед зрителями возвышающийся до потолка портал из белой ткани. Он «стоит» на земле, а от нее тянется по галерее длинная дорожка. На открытии художник Игорь Щербина вместе с другими участниками выставки устроили перформанс. Авторы произносили разные тексты, рассказывающие о том, как мы используем землю — она и материал, и стихия, и почва, которая дает плоды и становится местом погребения… У земли разная пластика, фактура, цвета. Под эти слова другие участники арт-ритуала рисовали землей и вином на белой дорожке и портале. Полотном стал и сам Игорь Щербина, который облачился, словно древний грек, в белоснежную тогу, а зрители рисовали на нем красным дурманящим напитком, который дает нам все та же земля. В это время в галерее появились муравьи (их никто не звал, они сами пришли) и начали бегать по инсталляции, дополняя ее своими рисунками-тропками. Насекомые почти неделю обживали инсталляцию (и заставили поволноваться местных искусствоведов за фонды, однако муравьи не тронули картины), а потом сами ушли так же неожиданно, как и появились. Пока они обитали на «Земле Виноградова», там сам собой вырос росток, его тоже никто специально не сажал. Он появился как раз рядом с телефонным аппаратом, который установлен на инсталляции — провод от него уходит прямиком в землю. В трубке можно услышать то самое дыхание Земли, что вынесено в заглавие проекта, — тихое, ровное, безмятежное.

Работы Аннушки Броше.

Вокруг этой основой инсталляции расположились произведения, которые рассказывают о разных формах взаимодействия искусства с почвой, о том, насколько человеческая деятельность в целом зависима от природы. Здесь и абстрактные картины Михаила Рошняка, написанные не красками, а землей. И живопись Аннушки Броше: к каждому полотну веревками привязаны осколки керамики — самого хрупкого и долговечного из всех видов искусств (керамика создается из глины, по сути — из самой земли). И видео Игоря Щербины из движущихся абстрактных рисунков. Глядя на него, кажется, что тебя затягивает в глубины земли или в космос. Рядом с ним фантазия-комикс о сне землеройки, которая на космическом корабле летит в недра Земли (на видео мы видим как раз это сновидение). А одно из произведений создано самой почвой. Екатерина Павлова по примеру известного агродизайнера Пола Харндена в августе похоронила свое красное платье под землей, а в марте откопала его. Пройдя этот ритуал, красивая одежда изменилась: постарела, продырявилась и стала похожа на безмолвного и красноречивого свидетеля трагедии…

Инсталляция «Травы» Маши Вите.

По материалам: www.mk.ru

 
Статья прочитана 74 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля