Премьер-министр России Михаил Мишустин назвал ключевыми причинами роста цен на продукты внутри страны желание ряда компаний заработать на экспорте, а также их жадность. На фоне разгона мировой инфляции предприятиям стало выгоднее поставлять продукцию за рубеж, что привело к дефициту некоторых товаров внутри России.
«Мы за то, чтобы наши производители зарабатывали на экспорте. Но не в ущерб интересам главных своих покупателей, которые живут в России. И здесь важно сказать ещё об одной причине, почему растут цены. Это жадность отдельных производителей и торговых сетей», — заявил Мишустин.
Он подчеркнул, что у правительства достаточно инструментов, чтобы влиять на тех, кто наживается на ажиотажном спросе. Низкие процентные ставки и печатание денег в ряде стран подстегнули мировую инфляцию, сделав экспорт более привлекательным.
Валерий Миронов, заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, пояснил, что серьёзный рост цен на сырьё на мировом рынке даёт России возможность расширять своё присутствие. Однако это ведёт к нехватке продукции внутри страны и повышению цен.
Власти приняли ряд ответных мер. Были подписаны соглашения о заморозке цен на сахар и масло, скорректированы пошлины на сельхозтовары и оказана поддержка мукомолам. Правительство также ввело постоянный мониторинг цен и временный запрет на вывоз некоторых товаров за рубеж.
«Меры правительства позволят остановить снижение товарных запасов внутри страны и поддержать отдельные отрасли, что, в конечном счёте, приведёт к сдерживанию цен на продукты питания», — сообщил руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
Отдельно Мишустин рассказал о помощи экономике в период пандемии. На поддержку граждан было направлено свыше 2,5 трлн рублей.
«В условиях распространения коронавируса мы поддержали выплатами каждую вторую семью в стране. В них растут свыше 28 млн детей», — добавил премьер-министр.
Бизнесу была предоставлена финансовая помощь на общую сумму около 627 млрд рублей в виде грантов, льготных кредитов и отсрочек по платежам. По словам Мишустина, только снижение страховых взносов позволило предпринимателям сэкономить около 300 млрд рублей.
Наталья Мильчакова из «Альпари» отметила, что эти меры предотвратили резкий скачок безработицы. Если в августе 2020 года её уровень достигал 6,3%, то к марту 2021 года снизился до 5,4%.
В рамках поддержки также была запущена программа льготной ипотеки под 6,5% годовых. По последним данным, ею воспользовались около 470 тыс. семей, и власти рассматривают возможность её продления.
Николай Переславский из CMS Institute отметил, что застройщики стали главными бенефициарами этой программы, показав значительный рост выручки и прибыли.
Кроме того, продлена программа туристического кешбэка, по которой за поездки по России возвращается 20% стоимости тура. На начало мая компенсации получили почти 1 млн человек на сумму около 4 млрд рублей.
«Благодаря этому регионы получили дополнительные финансовые средства. Я лично общался со многими представителями туристического бизнеса — это было и в Карелии, и на Алтае, на Камчатке. Они говорили, что программа действительно пользуется очень большой популярностью», — отметил Мишустин.
Артём Деев считает, что продление программы кешбэка до конца года поддержит не только туризм, но и смежные сектора, помогая быстрее вернуться к докризисным показателям.
