Диалектика исторического процесса устроена так, что она обессмысливает и простой оптимизм, и голый пессимизм.
Должны ли мы огорчаться происходящему дрейфу России в сторону Белоруссии, нынешней «прополке» политического поля или проектам объявить ФБК экстремистской организацией?
С одной стороны, это печально, и вряд ли сейчас с этим можно эффективно бороться. С другой стороны — а чего мы, в принципе, хотели, если исключить пустые мечтания?
Режимы в Белоруссии и в России в последние годы стали слабее и не пользуются широкой поддержкой населения. То, что мы видим, — это неизбежная реакция власти на новую хрупкость. Они боятся и действуют соответственно.
«Лукашенко первым напугался до истерики, но и Путина белорусские события, разумеется, испугали достаточно сильно», — отмечает автор.
Стало понятно, насколько неожиданно может наступить ситуация, когда большинство готово выйти на улицы, если экономические проблемы нарастают, а власть пытается удержаться.
Происходящее неприятно, и мы пока мало что можем сделать. Однако это происходит именно потому, что ситуация развивается так, как мы и хотели: власть зашаталась уже не из-за митингов в столице, а потому что основание под ней скрипит по всей стране.
Нельзя хотеть двух несовместимых вещей: чтобы режим шатался и чтобы он при этом вёл себя благодушно и уверенно. Будет трудно, но, возможно, не так долго, как многие думают.
Частые рассуждения в духе того, что раз власть может всех избить и арестовать, значит, она просидит ещё сто лет, наивны. Когда у неё были основания надеяться на долгое будущее, ей не приходилось применять столь жёсткие меры.
В этом году нам будет непросто именно потому, что непросто им. Если в критический момент не удастся найти сильного союзника, вариантов для манёвра почти не останется. Впрочем, китайские правители, как говорят, люди неглупые.
