Латвийские политики продолжали войну за зрителей на трибунах до середины чемпионата. Действующий депутат парламента предложил взять в заложники хоккейную сборную Беларуси, а на главу МИД Латвии завели уголовное дело в соседней стране. В этом году чемпионат мира по хоккею выглядит примерно так.
Хоккей в Латвии — самый популярный вид спорта. Сборная страны считается негласным национальным достоянием, а ее игры стали действенным интеграционным проектом, потому что болеют все независимо от национальности. Страна ждала чемпионат мира на своей территории 15 лет.
В 2006 году, когда Латвия принимала турнир впервые, на трибунах побывали 8% населения республики. Это примерно каждый десятый взрослый житель.
Изначально турнир должен был пройти в Риге и Минске, но после президентских выборов в Беларуси весь проект оказался под угрозой. Правительство Латвии в письме Международной хоккейной федерации (IIHF) заявило, что не будет проводить турнир вместе с Беларусью.
Затем с призывами отказаться от сотрудничества с Минском выступила лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская. В январе 2021 года после визита в Минск IIHF лишила Беларусь права проведения чемпионата мира из соображений безопасности.
После принудительной посадки самолета Ryanair в Минске глава МИД Латвии и мэр Риги Мартиньш Стакис в знак солидарности сняли официальный флаг Беларуси у гостиницы. Они заменили его на красно-белый оппозиционный флаг.
Латвия выразила готовность принять чемпионат в одиночку, несмотря на пандемию. Помощь предложили Словакия, Дания и Литва. Но из соображений эпидемиологической безопасности международная федерация остановилась на Риге.
В январе, когда обсуждался перенос чемпионата, в Латвии действовал комендантский час. Были запрещены публичные мероприятия и учеба в школах, закрыты общепит и торговые центры.
Двухнедельный показатель заболеваемости коронавирусом доходил до 690 случаев на 100 000 жителей. Это был самый высокий показатель за весь период пандемии. В стационарах находились более тысячи человек, ежедневно умирали десятки.
«Это будет чемпионат без зрителей, он будет эпидемиологически безопасным, будет проходить в пузырях, где игроки и другой персонал будут полностью отделены от общества», — сообщил премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш.
«На этот вопрос (о болельщиках) можно будет ответить только в середине апреля, когда будет видно, какова эпидемиологическая ситуация в стране», — добавил глава Латвийской хоккейной федерации Айгар Калвитис.
В середине апреля ситуация серьезно изменилась. Показатель заболеваемости упал примерно вдвое по сравнению с январем, количество пациентов в стационарах снизилось на треть. Министерство образования и науки заговорило о болельщиках на трибунах, и тут начался хаос.
Рабочая группа министерства рассматривала вариант стадиона, где болельщики могли бы смотреть хоккей на экранах под открытым небом. Однако все еще действовал запрет на собрания. Также предлагалось проводить быстрые тесты на входе в спортивные центры.
Правительство отказалось даже рассматривать вопрос о допуске зрителей. Но Латвия — парламентская республика, где решения принимают и правительство, и парламент, и президент. За день до начала чемпионата парламент собрался на экстренное вечернее заседание.
Одна группа депутатов предложила пустить на трибуны вакцинированных, переболевших и имеющих негативный тест. Вторая группа предложила пустить только вакцинированных и переболевших. Одобрены были оба предложения, но реализовать их оперативно не удалось.
Турнир стартовал с картонными зрителями на трибунах. Он проходит на двух площадках: «Арена Рига» на 10 300 зрителей и Олимпийский спортивный центр на 6 000 зрителей. Последний был переоборудован после переноса турнира в Ригу.
В первый же день Латвия впервые в истории выиграла у сборной Канады с сухим счетом. На следующий день Латвия проиграла сборной Казахстана. Болельщики наблюдали за играми либо дома, либо на террасах кафе, которые уже были открыты.
Террасы, по правилам, должны были закрываться в 21:00, а первые игры сборной начинались в 20:15. Кафе закрывались медленно, персонал забывал выключать экраны и звук. Болельщики отходили на метр от столиков, чтобы не нарушать правила.
Сами хоккеисты жили согласно особому протоколу безопасности. По словам главы Латвийской хоккейной федерации Айгара Калвитиса, сборные находились в «пузырях» в двух гостиницах, на улицу не выходили, а на площадки ездили на автобусах.
Питались они тоже в своем пузыре, что было одобрено отдельным решением правительства. Иначе каждому пришлось бы есть в своем номере.
За день до начала турнира людей в форме Олимпийского комитета России заметили на улице. Их фотографии разлетелись по СМИ с вопросом: «а как же пузыри».
Пресс-секретарь Федерации хоккея России Марат Сафин заявил, что это группа поддержки, которая живет вне пузыря. Он пояснил, что эти люди не контактируют с теми, кто находится в «пузыре», и ежедневно сдают тесты.
Спустя четыре дня Россия оказалась в заголовках из-за флага. В рамках чемпионата флаг России не используется, вместо него поднят флаг Олимпийского комитета России. В Рижской думе решили, что в городе можно поднять государственный флаг.
Флаг России развевался в Риге недолго. 24 мая, на следующий день после инцидента с самолетом в Минске, российский флаг был заменен на флаг Олимпийского комитета. Также сняли официальный флаг Беларуси у гостиницы, где жила сборная.
Официальный Минск отреагировал высылкой всех сотрудников посольства Латвии вместе с послом. Латвия ответила симметрично. Затем Генпрокуратура Беларуси завела уголовное дело на мэра Риги и главу МИД Латвии.
«Рассмотрев сообщения о тяжком преступлении против интересов Беларуси, генеральный прокурор возбудил уголовное дело за умышленные действия, направленные на возбуждение национальной вражды», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Президент Латвии Эдгар Левитс поддержал глав МИДа и Рижской думы, заявив, что страна защищает международное право и безопасность авиации.
Глава Латвийской федерации хоккея Айгар Калвитис заявил, что политики используют хоккей для достижения политических целей. По его словам, несмотря на ситуацию, сами хоккеисты остаются друзьями.
«Когда мы обсуждали перенос чемпионата в Ригу, организаторы обещали не использовать это и защитить команду Беларуси. Нельзя делать так, как сделали министр иностранных дел Латвии и мэр Риги», — сказал в интервью глава IIHF Рене Фазель.
IIHF попросила убрать из пула флагов всех стран-участниц чемпионата. Это и было сделано.
Еще дальше пошел депутат парламента Латвии Айгар Бикше. Он в соцсетях предложил задержать сборную Беларуси, а потом обменять ее на политзаключенных. Позже он сказал, что это была метафора.
27 мая, на шестой день чемпионата, правительство Латвии все же разрешило болельщикам присутствовать на трибунах. Новые правила вступают в силу 1 июня и распространяются на вакцинированных и переболевших.
Глава минздрава Даниэль Павлютс ранее заявил, что допуск только вакцинированных может быть воспринят как дискриминация. Вакцинироваться успели только 10% населения, а IT-решения для проверки статуса пока нет.
Правительство, ознакомившись с позицией минздрава, решило с ней не согласиться. Вакцинированным и переболевшим разрешили посещать игры и работать в сферах, закрытых из-за пандемии. А с 15 июня вакцинированные смогут ходить в кафе и кино без масок.
Именно 1 июня, когда болельщики наконец смогли попасть на матчи, Латвия сыграла свою последнюю игру и не попала в четвертьфинал. С трибун на это смотрели около 800 человек.
Наслаждаться играми могли бы и вакцинированные иностранцы. Однако общеевропейские правила об отмене самоизоляции для путешественников вступят в силу только 1 июля. По латвийским правилам, изоляцию после прибытия должны соблюдать все, кроме гостей из нескольких стран.




