На прошлой неделе завершился Петербургский международный экономический форум. Многие комментаторы уже отметили беспрецедентную оторванность этого мероприятия и его спикеров от реальных проблем российской экономики. Хотелось бы выделить одну категорию заявлений, которая представляется долгосрочной тенденцией.
«Если нефтяники уйдут от расчетов в долларах, это будет очень серьезным ударом по доллару как по резервной валюте мировой», — заявил Владимир Путин.
Министр финансов Антон Силуанов сообщил о планах перевести средства Фонда национального благосостояния, размещенные в долларах, в другие валюты. Бизнесмен Олег Дерипаска назвал американские власти банкротами. Все это выглядит довольно печально на фоне реальной ситуации.
Российские власти с каждым годом все глубже погружаются в ими же созданные мифы. Да, в конце 2020 года доля доллара в резервах мировых центробанков снизилась до 59% — минимума за 25 лет. Однако эти данные в значительной степени отражают позиции периферийных экономик.
США и страны Европы, эмитирующие резервные валюты, сами не держат в них крупных резервов. При этом в мировой торговле доля доллара в расчетах не снижается, а растет с 2000 года. Лишь Россия идет против тренда, сократив эту долю почти втрое с 2014 года.
Еще большее удивление вызывает ориентация на китайский юань. Его доля в резервах центральных банков мира составляет лишь 2,2%. Однако в резервах Банка России она достигала 12,5%, а в ФНБ — 15%.
На начало 2020 года Банк России держал треть всех мировых резервов в юанях. Это превышало средний уровень риска по данной валюте, допускаемый другими банками, почти в 20 раз.
Финансовые власти России, по всей видимости, не замечают ключевого тренда после пандемии: резервы перестают иметь определяющее значение. США нарастили баланс ФРС почти на 4 триллиона долларов с начала 2020 года. Эта сумма превышает все валютные резервы Китая.
Америка не является банкротом. Отношение ее государственного долга к национальному богатству не растет уже около 40 лет, оставаясь на уровне чуть выше 25%. Обслуживание этого долга стоит казне около 5% бюджетных расходов против почти 12% в конце 1990-х.
За 50 лет, прошедшие после краха Бреттон-Вудской системы, США только сейчас приблизились к пониманию всех преимуществ эмиссии мировой резервной валюты. Их уникальное и доминирующее положение в мировой экономике в ближайшие годы будет ощутимо как никогда.
Может показаться, что Россия сегодня действует как китайский вассал. Однако причина странного разворота в сторону Китая связана скорее с деградацией отечественного политического класса. Он оказался неспособен критически оценить поток пропаганды, предвещающей банкротство Америки и крах доллара. Подобные явления мы уже наблюдали за последние три десятилетия, к сожалению, не за океаном, а в собственной стране.




