На суде в Нидерландах по делу о крушении рейса MH17 впервые огласили показания очевидцев. Следствие полагает, что по самолёту «Малайзийских авиалиний» была выпущена ракета зенитно-ракетного комплекса «Бук». Допрос свидетелей проводили представители международной следственной группы и следственный судья.
Двадцать человек сообщили, что видели в небе след от пуска ракеты. Двенадцать из них также слышали грохот или взрыв, предшествовавшие его появлению. Восемь свидетелей непосредственно наблюдали или слышали полёт ракеты.
Большинство опрошенных указали, что пуск, вероятно, произошёл левее населённого пункта Снежное, который в июле 2014 года контролировался самопровозглашённой «ДНР». Некоторые свидетели назвали более точные ориентиры — район Саур-Могилы или село Первомайское.
Эти показания совпадают с расчётами бельгийских экспертов и выводами следствия. Согласно заключению, «Боинг» был сбит ракетой, выпущенной с поля близ села Первомайское в районе Снежного.
Одиннадцать свидетелей, слышавших пуск, заявили, что в тот же день видели ЗРК «Бук» или слышали о его присутствии в этой местности. Трое утверждают, что находились непосредственно в районе запуска, слышали или видели полёт ракеты и наблюдали её след в небе.
Особое внимание суд уделил показаниям свидетеля Х48. Он сообщил, что 17 июля 2014 года, незадолго до крушения, находился на блок-посту у села Первомайское.
«Я увидел, как мимо проехала военная машина с зелёными ракетами. Она направилась в сторону поля и скрылась за деревьями», — сообщил свидетель.
Затем он услышал грохот, свист и увидел в небе белый след, уходивший в сторону Тореза. Через мгновение раздался взрыв, после чего на землю стали падать обломки самолёта.
Вскоре Х48 увидел, как машина двинулась обратно, при этом одной ракеты на установке не хватало. Часть поля, откуда она приехала, горела.
В суде пояснили, что пуск ракеты «Бук» сопровождается громким звуком из-за сверхзвуковой скорости и оставляет инверсионный след. На месте старта может образоваться облако газов и произойти возгорание сухой травы.
Данные биллинга подтвердили, что 17 июля свидетель Х48 действительно находился в указанном районе. Сгоревший участок поля вблизи Первомайского через несколько дней после крушения обнаружил журналист.
Информация о пуске ракеты с поля близ Снежного и Первомайского была обнародована США ещё в 2014 году. Они ссылались на данные военного спутника, зафиксировавшего момент запуска, но отказываются публиковать снимок, ссылаясь на секретность технологий.
Суд получил лишь меморандум с описанием данных. Прокурор, лично видевший снимок, подтвердил, что информация в документе соответствует оригиналу.
Суд по делу о крушении Boeing 777 идёт в Нидерландах с марта 2020 года. Обвиняемыми проходят трое граждан России и один гражданин Украины. В ноябре 2020 года суд постановил, что единственной рассматриваемой версией гибели лайнера является поражение ракетой «Бук», прибывшим с территории России.
Альтернативные сценарии, включая атаку истребителя или пуск украинского «Бука», были изучены, но суд счёл доказательства в их пользу недостаточными.
В МИД России заявляли, что следствие политизировано и предвзято, выражая надежду, что суд учтёт доводы всех сторон.
В причастности к крушению обвиняются Игорь Гиркин (Стрелков), Сергей Дубинский, Олег Пулатов и Леонид Харченко. Олег Пулатов согласился взаимодействовать с судом. На видеоинтервью он заявил о своей непричастности к пуску, но не оспаривает основной сценарий следствия.
В апреле 2021 года появились новые записи предполагаемых переговоров обвиняемых. В разговоре за сутки до катастрофы человек с голосом Дубинского говорит о «Бук-М».
«Потому что больше делать нам нечего, только на «Бук» надеяться», — добавил он на записи.
Через полчаса после крушения человек с голосом Харченко докладывает: «Мы на месте, одну уже «сушку» сбили».
«Молодцы, ай, молодцы! Одну «сушку» сбили, молодцы!» — отвечает собеседник.
Пулатов утверждал, что впоследствии использовал свой телефон для дезинформации. Однако следователи отмечают, что перехваты разговоров логически связаны и подтверждаются другими материалами.
Задача следствия — установить всю цепочку причастных, от экипажа «Бука» до отдававших приказы. Были направлены запросы на допрос военнослужащих 53-й бригады ПВО России.
В материалах дела фигурирует псевдоним «Владимир Иванович». Игорь Гиркин в перехваченных переговорах упоминал, что подчиняется его приказам. По данным источников, за этим псевдонимом может скрываться первый заместитель главы пограничной службы ФСБ России Андрей Бурлака.




