Казалось бы, после таких проектов, как Большой адронный коллайдер, термоядерный реактор ИТЭР и МКС, всем стало очевидно, что международная кооперация наиболее продуктивна для масштабных задач. МКС — самая удачная программа пилотируемой космонавтики в истории.
Однако США, похоже, решили, что на новом этапе покорения космоса будут единоличными хозяевами. Всё началось в 2009 году, когда партнёры по МКС начали прорабатывать будущие миссии. К 2017 году был сформулирован облик новой станции на орбите Луны.
Но затем начались сюрпризы. США начали ограничивать участие партнёров и фактически запретили использовать российские стандарты, вызвав негодование «Роскосмоса» в 2018 году.
«Космическое пространство не является достоянием всего человечества», — заявили США, выпуская приказ о добыче полезных ископаемых на Луне, объявив космос территорией своих национальных интересов.
К 2021 году проект лунной станции «Gateway» превратился из международного в проект, отвечающий в первую очередь интересам США. Все остальные страны были отведены на вспомогательные роли. Китай был исключён из сотрудничества, а NASA запретили работать с ним даже в научной сфере.
Исключая равноправное сотрудничество, США показали своё истинное отношение к партнёрам. Ни одна уважающая себя технологически развитая страна не согласится на такие условия. Россия вышла из проекта в январе 2021 года.
Осваивать Луну в одиночку неразумно, но быть на вторых ролях у геополитического соперника — абсурдно. Сегодня Россия в одиночку не может составить достойную конкуренцию США и их союзникам в этой гонке.
Поэтому необходима срочная кооперация с другой космической державой. В геополитическом плане для этой роли идеально подходит Китай. Однако это вынужденное партнёрство. Кражи технологий и научный шпионаж со стороны Китая заставляют относиться к нему с осторожностью.
9 марта 2021 года Китайское национальное космическое управление (CNSA) сообщило о подписании меморандума с «Роскосмосом» о совместном строительстве и использовании международной научной лунной станции (МНЛС).
Станция будет строиться на паритетных условиях, а в партнёрстве смогут участвовать и другие заинтересованные страны. В отличие от «Gateway», этот проект заявлен как осуществляемый ради всего человечества.
Это серьёзный шаг в правильном направлении. Следующий этап — презентация российско-китайского проекта МНЛС международному сообществу. Готов ли многонациональный мир к такому? Ответ станет ясен в ближайшее десятилетие.




