Михаил Ходорковский высказался о зачистке политического поля, судьбе своих медиапроектов и международных отношениях. Он считает, что признание его образовательных фондов нежелательными укладывается в логику властей перед выборами.
«Сейчас же видите, что происходит? В Кремле, по-моему, народ сошел с ума», — заявил Ходорковский.
Он связал это со снижением популярности «Единой России», ситуацией с пандемией и необходимостью обеспечить транзит власти. По его словам, в России были признаны нежелательными четыре связанные с ним организации.
Ходорковский полагает, что власти опасаются «белорусского сценария». Он скептически относится к идее исключительно мирного протеста.
«Я считаю, что мирный протест к победе над диктатором не приводит», — отметил он.
При этом закручивание гаек, по его мнению, радикализует людей, заставляя их выбирать между сдачей и борьбой. Он провел параллель с событиями в Белоруссии, но подчеркнул разницу между народами.
Обсуждая отношения России с Украиной и Белоруссией, Ходорковский заявил, что белорусская оппозиция перестала видеть в Путине гаранта будущего. Что касается Украины, он считает, что российские действия углубили раскол между народами.
«Владимир Владимирович сделал все, чтобы мы были не просто не одним народом, а были двумя народами, между которыми глубокая национальная обида», — сказал он.
Он выразил надежду на сохранение культурных связей, несмотря на политику.
Касательно своих медиапроектов, Ходорковский допустил их возможный перевод за пределы России или закрытие, чтобы не подвергать людей опасности.
«Я не хочу быть тем, кто будет толкать людей на амбразуру», — пояснил он.
Комментируя ситуацию с экс-главой службы безопасности ЮКОСа Алексеем Пичугиным, Ходорковский связал её с ожидаемым решением суда в Гааге. Он считает, что власти готовятся к проигрышу и пытаются создать информационный повод.
«Алексей Пичугин ни за что сидит 18 лет в тюрьме. Я считаю, что он должен дать любые показания, которые потребуют», — высказался он.
Отвечая на вопрос о потенциальном вреде оппозиционного депутата, Ходорковский предположил, что легитимный депутат во главе протеста мог бы придать толпе легитимность в глазах силовиков. Он считает такой сценарий вероятным.
«Каждый год этого закручивания гаек ведет к перевороту с кровью и висящими на фонарях чиновниками», — заявил бизнесмен.
Он провел резкое сравнение нынешней власти с бандитской группировкой 90-х, отметив её оторванность от народа и страны. По его словам, чиновники среднего звена получают зарплаты в конвертах согласно закрытым указам.
На вопрос о преемнике Путина Ходорковский ответил, что транзит, вероятно, будет организован «от Путина к Путину» из-за зависимости президента от окружения и отсутствия в нём консенсуса.
«Я верю в зависимость Путина от окружения и сомневаюсь, что они придут к консенсусу», — сказал он.
О международной политике Ходорковский высказался, что встреча Байдена с Путиным была «вымогана» военной провокацией. Он также негативно оценил статью Сергея Лаврова.
«Сейчас это человек, который вынужден мимикрировать под урку», — заявил Ходорковский о главе МИД.




