Союзное государство: почему Лукашенко вновь откладывает интеграцию с Россией до 2030 года

Отправной точкой белорусско-российской интеграции можно считать 14 мая 1995 года. В этот день 83,3% белорусских избирателей на референдуме поддержали курс на экономическое сближение с Россией.

Другой ключевой датой стало 2 апреля 1997 года, когда был подписан Договор о Союзе России и Белоруссии. Сейчас это государственный праздник — День единения народов, который, однако, не является выходным.

Договор о создании Союзного государства, действующий до сих пор, был подписан 8 декабря 1999 года. Он вступил в силу после ратификации парламентами 26 января 2000 года.

С тех пор многие важные договоренности остались лишь на бумаге. До сих пор не созданы двухпалатный парламент, Совет министров, Суд и Счетная палата. Не была введена и общая валюта.

«Лукашенко – гений прокрастинации», — отмечается в материале.

Более двадцати лет декларируя приверженность интеграции, он не только уклонялся от ее реализации, но и выхолостил саму идею. Текущая повестка является лишь бледной тенью первоначальных планов.

В последние годы наметилось оживление: началась разработка дорожных карт, а лидеры стали чаще встречаться для «сверки часов». Однако реального прогресса не наблюдалось.

В конце июня появились новые заявления. 28 числа посол Белоруссии в России Владимир Семашко сообщил о поставленной задаче.

«Завершить план по экономической интеграции с Россией к 1 января 2022 года», — сказал Владимир Семашко.

План предполагает создание общих рынков энергоресурсов и транспорта, унификацию законодательства и переход к единой промышленной политике.

Вслед за ним государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев 30 июня заявил, что работа вышла на финишную прямую.

Однако уже на следующий день Александр Лукашенко радикально пересмотрел сроки. Выступая на Форуме регионов, он предложил разработать стратегию интеграции до 2030 года, наполнив её конкретными проектами. Это заявление было воспринято неоднозначно.

Сейчас Белоруссия находится под санкциями, внутренний политический кризис не разрешен, а позиции Лукашенко зависят от поддержки силовиков и России. В таких условиях строить далекоидущие планы сложно.

Объединение рынков и унификация правил до конца года, о чем говорил Семашко, выглядели реальным вариантом. Политическую интеграцию можно было обсуждать позже, но долгосрочная программа здесь неуместна. Причиной является внутренняя нестабильность в Белоруссии, а также риск вмешательства внешних сил.

За более чем 20 лет интеграционной эпопеи в Белоруссии выросло новое поколение. Его воспитали на идеях многовекторности и национальной исключительности. Ещё девять лет подобного — и шансы на успешную интеграцию могут быть окончательно утеряны.

Лукашенко, отложивший выборы и меняющий Конституцию, возможно, хочет растянуть процесс ещё на десятилетие. Остается вопрос, насколько долго в Москве готовы верить его обещаниям.

admin
ND.RU