На контрольных прокатах сборной России по фигурному катанию в Челябинске состоялся показ коротких программ одиночниц. Камила Валиева продемонстрировала самое чистое выступление, исполнив тройной аксель. Этот же прыжок получился у Елизаветы Туктамышевой, допустившей лишь одну ошибку в каскаде. Александра Трусова упала на сверхсложном элементе, но показала неожиданно взрослое для себя катание.
Драматургия заключительной части первого дня открытых прокатов могла бы лечь в основу сериала любого жанра. Ещё ни на одних отечественных соревнованиях не было такого, чтобы все десять выступлений оказались по-настоящему зрелищными. Этакая бриллиантовая лига фигурного катания, достойная того, чтобы быть отдельным самодостаточным турниром.
Возможно, когда-нибудь так и будет. Пока же остаётся сожалеть, что до главных стартов сезона из этой роскошной десятки пройдут лишь три спортсменки. Ответ на вопрос, кто именно, и пытались найти все, кому посчастливилось оказаться на челябинской «Трактор Арене».
«Прекрасная девушка гуляет по саду или лугу, видит бабочку, которая садится ей на палец, и путешествует за ней по всей программе», — разъяснил идею новой короткой программы Валиевой хореограф Даниил Глейхенгауз.
В этом образе невольно прочитывается подтекст. Современное женское катание подобно бабочке — его век короток. Чуть вытянется фигуристка, чуть прибавит в весе — и прощайте, четверные прыжки.
Чемпионку мира Анну Щербакову эта тенденция затронула в прошлом сезоне. В этом году заметно подросла и Камила Валиева, что требует от неё теперь больших физических затрат. А после возвращения в группу Тутберидзе Александры Трусовой преимущество Щербаковой и Валиевой перестало казаться бесспорным.
Сентябрьские прокаты — не повод для далеко идущих выводов. Однако они достаточно ясно показали, кто из спортсменок уже готов исполнять сверхсложные элементы в рабочем режиме, а кому ещё нужно набрать форму.
В субботу, однако, обсуждали не запрещённые в коротких программах четверные прыжки, а тройные аксели. Этот элемент рискнули включить в свои программы четыре фигуристки из десяти. У Алёны Косторной аксель получился со степ-аутом, у Александры Трусовой — с падением.
При этом Трусова в своей новой программе «Фрида» произвела впечатление уверенной в себе и внутренне взрослой фигуристки. Именно этих качеств российской «королеве прыжков» не хватало в прошлом сезоне.
Особняком, как это часто бывает, стояла Елизавета Туктамышева. Она самостоятельно решала, какое впечатление произвести на публику. Воспринимать её безупречную в целом программу как идеальную помешал лишь сдвоенный прыжок в каскаде. Но даже эту ошибку она сделала с таким видом, будто не считала нужным чрезмерно напрягаться.
При таком составе участниц было бы странно не увидеть ни одного выдающегося проката. Его автором стала Камила Валиева, что даёт исчерпывающий ответ на вопрос, кого из российских одиночниц уже сейчас можно считать главной претенденткой на мировое лидерство.
