На летних Олимпийских играх в Токио флаг Афганистана несла легкоатлетка Кимия Юсофи. На предстоящих Паралимпийских играх должна была дебютировать спортсменка из Афганистана Закия Худадади. Однако паралимпийская команда в полном составе не едет на Игры. Мы просто расскажем истории лучших афганских спортсменок.
Кимия Юсофи родилась в Кандагаре в год первого прихода к власти движения «Талибан». Будучи ребёнком, она с семьёй бежала в Иран. Там она полюбила бег, тренируясь вместе с братьями, и восхищалась иранской легкоатлеткой Марьям Туси.
«Я тренировалась, но девушкам из Афганистана не разрешали соревноваться с иранскими спортсменами, и как бы я ни любила бег, мне редко выпадал шанс помериться с кем-нибудь силами», — рассказывала Кимия в 2016 году.
После смены власти на родине её заметили. Федерация лёгкой атлетики Афганистана дала ей возможность профессионально тренироваться.
«Сначала мне было очень трудно, но постепенно я стала добиваться успеха и поняла, что я все ближе и ближе к своей мечте», — делилась спортсменка.
Фактически начав серьёзные тренировки в 17 лет, за три года она вошла в олимпийскую сборную. На Играх в Рио-де-Жанейро Кимия была единственной женщиной в команде Афганистана.
«Я не рассчитываю, что смогу завоевать медаль. Но показать свой лучший результат попробую. Я докажу миру, что мы движемся вперед», — говорила она тогда.
В Токио она снова была знаменосцем и установила национальный рекорд в беге на 100 метров — 13,29 секунды. Вскоре после Игр она написала в соцсетях: «Не знаю, в последний ли раз я несла флаг моей Родины».
Велогонщица Масума Ализаде выступала в Токио за команду беженцев. Она живет во Франции, куда бежала с семьёй из Афганистана. Кататься на велосипеде она училась в Тегеране на старом велосипеде, купленном братом.
«Если женщина может ездить на муле или лошади, почему она не может ездить на велосипеде?» — рассуждал её отец.
Вернувшись в Афганистан, сестры Ализаде начали серьёзно заниматься велоспортом. Во время тренировок в горах они были вынуждены надевать паранджу поверх спортивной формы.
«В сельской местности в нас летели камни, тухлые фрукты. Езда на велосипеде — это один из самых страшных грехов, которые может совершить женщина в Афганистане», — вспоминает Масума.
После выхода фильма «Маленькие королевы Кабула» о женской велокоманде французский юрист помог семье получить статус беженцев.
Закия Худадади родилась с повреждённой правой рукой. Вдохновившись успехами паралимпийца Рохуллы Никпая, она занялась тхэквондо. Она должна была стать первой афганкой на Паралимпиаде, но вылет из Кабула стал невозможен.
Тогда Закия записала обращение: «Я заперта в доме родственников. Я — афганская женщина, и от имени всех прошу вас помочь мне. Пожалуйста, протяните мне руку!»
Паралимпийский комитет Афганистана официально отказался от участия в Играх.
Халида Попал, экс-капитан женской футбольной сборной Афганистана, сейчас живёт в Дании. В интервью она не скрывает слёз.
«Когда мы впервые стояли на поле под нашим флагом, мы плакали от счастья. Сейчас все мечты улетучились, и это похоже на кошмар», — говорит она.
Халида чувствует вину за то, что много лет призывала девушек быть смелыми, а теперь они в опасности. Она удалила аккаунт сборной в Twitter, чтобы защитить игроков.
«Я получаю от них сообщения. Они плачут, заперты дома и беззащитны. Мы призывали их бороться, а теперь просим спрятаться. Как же это больно», — признаётся Попал.
Член МОК от Афганистана Самира Асгари также обратилась с призывом о помощи спортсменкам. Она просила помочь вывезти их из Кабула, пока не стало слишком поздно. Однако её твит был вскоре удалён.
