Энергетический кризис в Европе стал результатом сочетания нескольких факторов. Резкие колебания цен на газ вызваны сокращением поставок СПГ в регион и поспешными действиями руководства Евросоюза в рамках энергетического перехода.
«Энергопереход сегодня является одной из наиболее горячих тем. Здесь важно не ошибиться и сохранять трезвый прагматичный подход. Не нужно ударяться в лозунги», — отметил в интервью замглавы Минэнерго России Павел Сорокин.
Он считает, что движение к климатической нейтральности должно быть аккуратным, с минимальными потерями для экономики. Президент России поставил задачу достичь этой цели к 2060 году, но путь не должен ложиться тяжким бременем на экономику.
«Сначала нужно делать те шаги, которые станут наименее затратными для страны», — добавил Сорокин.
Эксперт связал кризис в Европе с оттоком значительных объёмов сжиженного природного газа в Южную Америку и Азию, где были выше цены и спрос. К этому добавился энергопереход: большая доля возобновляемых источников в энергобалансе ЕС и безветренная погода усугубили ситуацию.
Павел Сорокин полагает, что волатильность на мировых энергорынках сохранится. На рынки влияют не только экономические, но и внешние факторы, такие как санкции, фискальная и монетарная политика разных стран. Эти меры создают перекосы и часто бывают непредсказуемыми.
На российском рынке биржевые цены на топливо остаются высокими из-за высокой стоимости сырья на мировом рынке. Однако сезонное снижение спроса и выход заводов из планового ремонта должны повысить предложение и снизить оптовые цены.
«Цены на бензин удерживаются на определённом уровне благодаря действию демпферного механизма. Он компенсирует производителям почти 70% разницы между экспортной альтернативой и внутренней целевой ценой», — пояснил замминистра.
Власти ежедневно мониторят ситуацию и готовы принять оперативные меры в случае резкого роста цен на АЗС. Экспорт бензина сейчас находится на минимальном уровне, и рынок полностью обеспечен.
Отвечая на вопрос о готовности к возможному сокращению мирового потребления нефти, Сорокин отметил, что доля углеводородов будет снижаться. Однако российская нефтегазовая отрасль сохранит конкурентоспособность благодаря низкой себестоимости.
«Рента будет постепенно падать. Здесь мы должны подстраиваться под реалии, давая компаниям возможность инвестировать в добычу», — заявил он.
Что касается водородной энергетики, в России уже приняты дорожная карта и концепция по её развитию. Страна обладает потенциалом для производства как голубого, так и зелёного водорода, и сейчас прорабатываются технологии для его логистики и применения.
