На основной сцене МХТ имени А.П. Чехова состоялась премьера спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Постановку создал Виктор Крамер, который выступил автором пьесы, режиссёром и сценографом. Главную роль исполнил Константин Хабенский.
Сюжет повествует о последнем дне жизни знаменитого фантазёра Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена. У его смертного одра собирается вся семья, однако барон оказывается скорее жив, чем мёртв. Пьеса, написанная Крамером в соавторстве с Хабенским, смешивает вымышленные и реальные события из биографии литературного персонажа и его исторического прототипа.
Нынешний год для Мюнхгаузена — юбилейный. Первые шестнадцать историй о нём были опубликованы в 1781 году в немецком журнале. А всемирную известность персонаж получил благодаря книге Рудольфа Эриха Распе, вышедшей в 1785 году.
Авторы спектакля ловко создали компиляцию из различных источников, включая не только литературную основу, но и культовый фильм «Тот самый Мюнхгаузен». Действие происходит на мрачном погосте, где разрозненные детали интерьера напоминают надгробия.
Кажется, барон при смерти после того, как на него обрушился построенный им же мост. Но с появлением писем и книг Распе «покойник» неожиданно приходит в себя. Его агония длится ровно столько, чтобы заново пережить все невероятные приключения.
«Мой Мюнхгаузен, возможно, более жёсткий, более реалистичный. Это человек, который чуть больше оторван или пытается оторваться от действительности, создавая свою альтернативную реальность», — говорит Константин Хабенский.
По словам актёра, и герой, и спектакль могут меняться в зависимости от реакции зрителей, которая помогает понять, правильный ли вектор выбран. Жанр постановки определить сложно — комическое переплетается с лирическим, а трагическое оборачивается фарсом.
«Любящая» семья, ожидающая завещания, включается в игру умирающего. Кто-то становится половинкой доблестной лошади, а кто-то — спасённой от медведей пчелой. Первое действие выдержано в статичной и мрачной атмосфере, что создаёт разбег для настоящего полёта во втором акте.
«Для меня лично эта история, как бы банально это ни звучало, — про любовь. Про любовь к ребёнку, про любовь к бывшему мужу, про эгоистическую любовь к себе самой», — сообщила Кристина Бабушкина, исполнившая роль первой жены барона.
Кто-то увидит в спектакле сатиру на современность, а кто-то — трагедию одинокого человека, раскрашивающего жизнь фантазией. Но живой Мюнхгаузен никому не нужен: миру нужна легенда, приносящая доход.
«Это не факт. Это гораздо больше, чем факт. Так оно и есть на самом деле», — как говорил сам барон. Какую историю увидит зритель, зависит только от него, ведь Мюнхгаузен у каждого свой.
