В среду, 17 ноября, цены на газ в Европе впервые за месяц превысили 1180 долларов за тысячу кубометров. Рост котировок начался накануне после решения немецкого регулятора.
Федеральное сетевое агентство Германии приостановило сертификацию оператора Nord Stream 2 AG. Для возобновления процесса компании необходимо создать дочернюю структуру на территории ФРГ.
«Цены стали резко расти, поскольку инвесторы опасаются затягивания сроков начала поставок природного газа в Европу через «Северный поток — 2», — сообщил RT старший аналитик Esperio Антон Быков.
Он пояснил, что дефицит топлива в хранилищах на фоне начала отопительного сезона усиливает опасения рынка. Решение регулятора может продлить этот дефицит.
В Nord Stream 2 AG уже заявили о намерении учредить дочернюю компанию в Германии для соответствия нормам. В Кремле считают процесс сложным, но не усматривают в решении политической подоплёки.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил готовность оператора выполнить все требования для скорейшего запуска проекта.
Ранее сертификацию планировали завершить к 8 января 2022 года. По мнению аналитиков, теперь процесс может затянуться на несколько недель.
«Если зима окажется холоднее, чем предполагалось, процесс пойдёт гораздо быстрее», — предположил аналитик «Финама» Алексей Коренев в разговоре с RT.
Главной причиной роста цен стала острая нехватка газа в европейских подземных хранилищах. На сегодня они заполнены лишь на 74%, что значительно ниже уровня прошлого года.
Алексей Коренев отметил, что существующая в ЕС система энергоснабжения не имеет запаса прочности. Проблемой также стал переход к биржевой торговле газом, что повысило волатильность цен.
В ЕС периодически звучат обвинения в адрес России. Президент Владимир Путин ранее назвал такие заявления политически мотивированными и подчеркнул готовность нарастить поставки.
«Мы увеличиваем настолько, насколько нас просят наши партнёры. Нет ни одного отказа», — заявлял Путин в октябре.
Эксперты полагают, что цены могут достичь 1200-1300 долларов, а в начале следующего года — обновить исторические максимумы. Это ведёт к росту расходов европейцев и удару по экономике региона.
Высокие цены на энергоносители также вынуждают европейские страны возвращаться к использованию угля, отодвигая «зелёную» повестку.
