Исторически людей от грибковых инфекций защищает наша горячая кровь. Однако изменение климата способно свести эту защиту на нет.
В 2009 году у пациента в Японии обнаружили новую грибковую инфекцию уха. Ранее неизвестный науке и устойчивый к лекарствам грибок Candida auris легко передавался. Уже через несколько лет случаи заражения появились в Венесуэле, Иране, России и Южной Африке.
Изначально ученые связывали распространение с путешествиями. Но анализ разных штаммов показал, что они не были тесно связаны между собой. Это указывало на множественные независимые вспышки, возникшие в мире почти одновременно.
«Около трети инфицированных Candida auris умирают в течение 30 дней. Сейчас тысячи случаев зарегистрированы уже в 47 странах», — отмечают исследователи.
Некоторые ученые видят в этом внезапном глобальном распространении предвестник будущих угроз.
Людям повезло не беспокоиться о грибках постоянно.
«Если бы вы были деревом, стоило бы бояться», — заявляет исследователь грибковых заболеваний, микробиолог из Университета Джона Хопкинса доктор Артуро Касадеваль.
Грибковые инфекции уничтожают змей, рыб, кораллы и насекомых. Например, хитридиомикоз сократил популяции более 500 видов земноводных по всему миру.
Одна из причин — повсеместное распространение самих грибков. Мы постоянно вдыхаем их споры.
«С каждым вздохом вы вдыхаете от 100 до 700 тысяч спор. Они добрались до космической станции. Они абсолютно везде», — сообщает миколог Андрей Спек из Медицинской школы Вашингтонского университета.
Организм теплокровных — негостеприменная среда для большинства грибков. Исследования показывают, что 95% их видов не выживают при внутренней температуре человека.
Этот температурный барьер виден на примере животных в спячке. Например, летучие мыши особенно уязвимы к синдрому белого носа, когда их температура снижена.
Доктор Касадеваль предполагает, что теплокровность могла развиться в том числе для защиты от грибков. Это дало млекопитающим эволюционное преимущество.
Поддержание высокой температуры тела требует много энергии. Однако, по мнению Касадеваля, одним из ключевых преимуществ стал «грибковый фильтр».
Эта теория может объяснить, почему после вымирания динозавров млекопитающие стали доминировать. Устойчивость к грибкам позволила им выжить, тогда как хладнокровных рептилий инфекции могли добить.
Доказать эту теорию сложно, так как грибки почти не оставляют следов в летописи окаменелостей. Но угроза от них сейчас становится актуальнее.
Защита действовала, пока грибки не адаптировались к нашим температурам. Но глобальное потепление меняет ситуацию. Повышение температуры даже на несколько градусов может быть критическим.
Грибковые инфекции уже чаще встречаются в теплом климате. Например, в Африке распространенность криптококкоза достигает 30%, тогда как в умеренных регионах — 5-10%.
Ученые считают, что всплеск Candida auris связан с его способностью размножаться при более высоких температурах. С каждым градусом потепления барьер между нами и грибками ослабевает.
Сейчас исследователи пытаются составить список видов грибков, которые могут преодолеть температурный порог. Пока неясно, какие из них наиболее опасны и где обитают.
Ситуацию усугубляет отсутствие эффективных инструментов для борьбы. Опасные грибковые инфекции были относительно редки, и эта область медицины недофинансирована.
В Африке криптококкоз убивает больше людей, чем туберкулез, но на его исследования выделяют лишь 1% от средств, направленных на борьбу с туберкулезом.
Врачей плохо обучают диагностике таких инфекций, и часто их обнаруживают слишком поздно. Существует всего три основных класса противогрибковых препаратов.
Речь идет не о поверхностных инфекциях, а о поражениях внутренних органов. Ежегодно в мире регистрируют более 300 миллионов серьезных грибковых инфекций, и свыше 1,5 миллиона случаев заканчиваются смертью.
«Я принимал пациентов с ужасными, неизлечимыми инфекциями опорно-двигательного аппарата. Часто я могу только направить их в хоспис, потому что абсолютно ничего не работает», — говорит Андрей Спек.
Для решения проблемы необходимо большее финансирование исследований.
«Человечество должно больше инвестировать в изучение царства, которое является самым большим на планете», — заявляет доктор Касадеваль.
Пандемия показала, насколько важно быть готовым к новым вспышкам. Мы знали о коронавирусах больше, чем о многих потенциально опасных грибках. Мир угроз разнообразнее, чем кажется, и он продолжает расширяться.
