Расширение числа участников любого двустороннего противостояния — повсеместная тенденция последних десятилетий. Не стал исключением и текущий конфликт на Украине. Десятки британцев изъявили готовность воевать на украинской стороне, хотя Лондон подобное вмешательство не санкционировал.
Поводом для этого стало заявление министра иностранных дел Великобритании Лиз Трасс. Она заявила, что поддержит сограждан, готовых сражаться бок о бок с украинцами. Эти слова противоречат позиции самого Форин-офиса, который неоднократно предостерегал британцев от поездок в Украину.
«Недавно в СМИ появились данные о том, что иностранцев приглашают на Украину для помощи в борьбе с Россией. Чтобы было ясно: как военнослужащие британской армии вы не имеете на это права, независимо от того, находитесь ли вы в отпуске или нет», — говорится в служебном предупреждении для личного состава.
Однако этот запрет касается лишь действующих военных. Многие из желающих отправиться в Украину — отставные военные или граждане без опыта службы. По данным The Times, около 150 бывших десантников уже отправились или собираются в Польшу с последующим переходом на Украину.
34-летний Шейн, бывший снайпер, назвал заявление главы Форин-офиса «зеленым светом». Другой анонимный отставной военный заявил Sky News, что его навыки первой помощи могли бы быть полезны. На вопрос о готовности рискнуть жизнью он ответил: «Ну, кто-то же должен».
Министр обороны Великобритании Бен Уоллес прокомментировал ситуацию, отметив, что неподготовленным людям лучше найти иной способ помочь.
«Если вы не прошли надлежащую подготовку, если вы не являетесь опытным военнослужащим, у вас есть лучшие способы внести свой вклад», — заявил Уоллес.
Среди добровольцев есть и те, кто уже воюет. Это, например, 48-летний Шон Пиннер, имеющий опыт службы в Афганистане. Однако есть и такие, как отец семерых детей Энтони Зампарелли, который служил, но не участвовал в боях.
Родственники некоторых добровольцев выражают беспокойство, отмечая, что не могут выйти с ними на связь. При этом они не объяснили, почему не попытались их остановить.
Общественное мнение в Британии неоднозначно. Соцопросы показывают, что лишь 18% населения поддерживают непосредственное участие сограждан в этом конфликте. В сети предполагают, что частью добровольцев может двигать посттравматический синдром и трудности адаптации к гражданской жизни.
Участие в боях сопряжено не только с риском для жизни. Пренебрегшие запретом минобороны британцы по возвращении могут столкнуться с обвинениями в терроризме. Пример — история Эйдена Эслина, которого после возвращения из Сирии несколько месяцев содержали в тюрьме, хотя обвинения позже сняли.
Некоторые добровольцы допускают, что могут остаться в Украине надолго, рассчитывая, что их военные навыки будут востребованы в течение продолжительного времени.
