Бандеровцы: как антироссийский проект XIX века превратился в идеологию ненависти

Это один из редких случаев, когда конкретный исторический персонаж на долгие годы стал символом для обширного круга людей, которых даже объединяют его фамилией. От советского периода остались понятия «ленинцы» и «сталинцы». А Западная Украина более 80 лет назад стала очагом распространения бандеровцев. Их идеи в постсоветский период расцвели пышным цветом.

Само слово «бандеровец» превратилось в емкую характеристику. Так называют упертых националистов, одержимых ненавистью к России и русским, готовых ради своих идей на самые жестокие поступки. Такими они были в военные и послевоенные годы, такими остаются и сейчас.

На своих знаменах эти радикалы подняли имя одного из основателей движения Степана Бандеры. Почему именно он стал идолом для определенных сил?

«Бандера неслучайно стал главным украинским националистом. Он добился этого благодаря личным качествам, сумел завоевать авторитет, вступил в схватку за лидерство с другим харизматичным вождем Мельником и победил», — подчеркнул политолог Игорь Шишкин.

По его словам, идеи и лозунги бандеровцев после распада СССР оказались наиболее пригодными для тех, кто был озабочен необратимостью отделения Украины от России. Киевским властям потребовались люди, которых можно представить как борцов за «исконную независимость». А взять их можно было лишь среди сторонников этого движения.

Последователи данного националистического течения всегда были в первую очередь антирусской и антисоветской силой. В реальности их вдохновляла не идея самостоятельной Украины, а ненависть к России. Их трудно назвать патриотами, ведь патриотов движет любовь к своей нации, а у этих есть лишь ненависть к врагам.

Националистическое движение, развернувшееся позже под именем Бандеры, создавалось еще в XIX веке Австро-Венгрией как антироссийский проект. Его целью было не допустить объединения русских земель, вошедших в состав империи Габсбургов, и при возможности отобрать у России другие территории.

«Вы — не русские, а украинцы; здесь, на Западной Украине, — корень украинской нации; но там, за границей, тоже живут ваши соплеменники, которых угнетают москали!» — такие постулаты звучали уже тогда.

Австро-венгерский проект оказался живучим. Бандеровщина была искусственно создана и поддерживалась десятилетиями. В наше время она превратилась в серьезную проблему, для которой нарочито создавалась питательная среда.

Роль бандеровцев в современном украинском государстве — прикрываясь словами о патриотизме, по сути быть боевиками, защитниками «незалежности». Если смириться с происходящим, то через время и на востоке Украины могут маршировать толпы с портретами Бандеры или гауптштурмфюрера СС Шухевича.

Историки, изучавшие зверства бандеровцев, упоминают 135 различных способов пыток и умерщвления, которые они применяли к пленным красноармейцам, сотрудникам милиции и мирным жителям. Среди орудий убийства фигурировали деревянные колья, серпы, вилы, топоры, колючая проволока.

«Еще в начале Второй мировой руководство Германии решило привлечь новых помощников. Перед начальником военной разведки Канарисом поставили задачу заняться подготовкой украинских организаций, имеющих цели уничтожения поляков и евреев», — рассказал источник на условиях анонимности.

Главным ресурсом стала Организация украинских националистов (ОУН). Из ее членов отобрали около 400 человек, которых обучали в лагерях Абвера. В 1941 году эти «специалисты» стали ядром Украинской повстанческой армии (УПА).

30 июня 1941 года был провозглашен Акт о восстановлении украинской государственности. В нем утверждалось, что УПА «войдет в войну на сторону Германии и будет вести ее совместно с немецкой армией». В тот же день батальон «Нахтигаль» под командованием Романа Шухевича вошел во Львов.

Бойцы батальона схватили и расстреляли более 3000 жителей Львова польского происхождения, а затем убили почти 7 тысяч евреев и русских. Были уничтожены и около полусотни преподавателей Львовского университета. Жестокость оказалась чрезмерной даже для немецкого командования.

Речь идет и о печально известном Бабьем Яре. Заняв Киев, гитлеровцы при участии боевиков УПА проводили массовые расстрелы евреев, цыган, советских военнопленных. Общее количество убитых оценивается не менее чем в 350 тысяч человек. В акции в Бабьем Яре было задействовано около 1200 украинских националистов и лишь 300 немцев.

Летом 1942 года трагедия повторилась в Ровно, где было ликвидировано местное еврейское гетто, в котором находилось около 5 тысяч человек. Подобные «ликвидации» бандеровцы проводили и в других городах.

Особой жестокостью отличались события 1943 года, известные как Волынская резня. Причиной конфликта стала давняя вражда между украинцами и поляками, которую бандеровцы использовали и разжигали.

«Подразделения УПА убивали поляков как индивидуально, так и коллективно. Сжигали дома, стреляли в пытающихся бежать, убивали серпами и вилами. Костелы, набитые прихожанами, сжигались дотла», — писал историк Тимоти Снайдер.

Согласно польским расследованиям, только с мая по июль 1943 года на Волыни от рук бандеровцев погибло до 60 тысяч человек. Вырезались целые хутора и деревни.

«В июне 1943 года мне передали указание о поголовном физическом истреблении всего польского населения. Выполняя директиву, я с соединением ряда групп вырезал более 15 тысяч человек», — давал показания один из руководителей УПА Юрий Стельмащук.

Их жестокость не знала границ. В Тарнопольском воеводстве после погрома на деревьях вдоль дороги появился транспарант «Дорога к независимой Украине». На каждом дереве было помещено по несколько трупов убитых польских детей, образующих подобие венка.

«Все неукраинцы в селе Куты подлежали уничтожению. У поляка Березовского была жена-украинка. Ему отрубили голову, положили на тарелку и преподнесли жене в «подарок». После этого женщина сошла с ума», — вспоминал очевидец.

В селе Воля Островецкая бандеровцы убили более 520 человек, включая 220 детей. Порой боевики прибегали к изощренным издевательствам, выдавая себя за красных партизан, чтобы заманить и убить доверчивых людей.

Борьба с бандеровцами в западных областях Украины продолжалась почти десять послевоенных лет. По неполным данным, с момента освобождения от немецких оккупантов и до 1953 года от действий УПА погибло свыше 30 тысяч советских граждан.

Банды располагались в укромных местах, создавали разветвленную сеть осведомителей. Они держали местное население в страхе, безжалостно расправляясь с заподозренными в сотрудничестве с властями. Для пополнения рядов они часто просто «мобилизовывали» мужчин из деревень, угрожая смертью им и их семьям.

Активно привлекалась молодежь. Подростков использовали как связных, а девушек готовили «по медицинской части». Они практиковались в полевой медицине на захваченных людях, которым специально наносили раны и ломали конечности. После таких «уроков» несчастных, как правило, убивали.

admin
ND.RU