Правительство получит дополнительные полномочия для ускорения принятия решений в сфере лекарственного обеспечения. Соответствующие поправки вносятся в целый пакет нормативных актов. Среди мер — возможность ограничить вывоз из России медицинских изделий, поставленных из стран, присоединившихся к санкциям. Для поставщиков лекарств и медтехники в рамках контрактной системы предложат особый режим работы.
Также планируется активнее использовать механизм принудительного лицензирования. Он позволяет воспроизводить аналоги препаратов, защищенных патентом, без разрешения правообладателя. Этот механизм был закреплен законодательно несколько лет назад.
«Начнем с того, что ни лекарства, ни медтехника под санкции не попали. Поэтому поставки лекарств не прекращаются», — сообщил глава Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев.
Он отметил, что возникают смежные логистические сложности, но они решаемы. По его словам, цены будут зависеть от курса рубля, но главные задачи — сохранить ассортимент и удержать стоимость.
«Да мы все способны выпускать. Сегодня на рынке 65% лекарств, если считать в упаковках, — российские. И наши лекарства дешевле импортных», — добавил Дмитриев.
На вопрос о принудительном лицензировании он ответил положительно. По его мнению, российская отрасль способна воспроизводить необходимые препараты. Дмитриев привел в пример историю с антибиотиком после событий в США, когда цена была снижена под угрозой применения аналогичного механизма.
Эксперт заявил, что производственных мощностей более чем достаточно, хотя оборудование в основном импортное. При этом, по его словам, Россия не планирует национализацию локализованных производств иностранных компаний.
Вопрос с фармацевтическими субстанциями, по мнению Дмитриева, решаем. Китай и Индия готовы продолжать поставки, а имеющихся запасов хватит на несколько месяцев. С орфанными препаратами сложность заключается в логистике, которую предстоит наладить.
«Аптеки сейчас не грузят товары, — рассказал ведущий эксперт фармрынка Павел Лисовский. — Дистрибьюторы придерживают товар, его хватит на 2–3 месяца. И уже начался ажиотажный спрос».
Он пояснил, что повышение цен аптеками и частью дистрибьюторов — это защита товарных остатков, а не желание заработать. С доставками возникли серьёзные проблемы из-за отмены авиаперевозок и нежелания европейских перевозчиков работать с Россией.
По мнению Лисовского, даже при готовности производителей продавать субстанции, возникают трудности с платежами и логистикой. Замена европейских субстанций на азиатские потребует длительной перерегистрации лекарств.
«В общем, сегодня мы наблюдаем разрушение всей товаропроводящей цепочки. И возврат в 1990-е годы, когда были челноки, и у кого был товар, тот и главный», — заключил эксперт.
