Первой ласточкой давления на Россию через культуру стали призывы в социальных сетях Франции арестовать или конфисковать выставку Пушкинского музея в парижском фонде Louis Vuitton. Коллекцию Морозовых представили там в сентябре прошлого года. Проект пользовался большой популярностью, и его продлили до апреля.
При этом был подписан документ о защите произведений. Изъять шедевры не смогут — арест и конфискация противоречат французским законам. В любом договоре о международной выставке есть пункт о форс-мажорных обстоятельствах.
«Наш главный хранитель приняла коллекцию в Сеуле. Власти Южной Кореи поблагодарили нас за проект, он вызвал большой интерес», — говорит директор Музея русской иконы Николай Задорожный.
Южная Корея осудила действия России на Украине, но санкций не вводила. При этом будущие проекты оказались под вопросом. Чехия предлагала показать русские иконы, а встреча с представителем немецкой страховой компании была отменена.
С Европой ситуация сложнее. Йозеф Киблицкий, руководитель издательских проектов Русского музея, отмечает, что юридические законы гарантируют возврат работ.
«Франция и Англия подписали государственную гарантию о возврате, и, несмотря ни на что, работы должны вернуться. В любом межмузейном договоре есть пункт о защите», — добавил он.
Если конфликт затянется, западные страны, по его мнению, должны дать исключительное разрешение на логистику и организовать специальные коридоры для транспортировки произведений искусства.
В филиале Русского музея в испанской Малаге сейчас работают четыре выставки. Один из проектов — «Война и мир», представляющий батальную живопись русских художников за четыре века.
Тем временем Третьяковская галерея получила требование о досрочном закрытии выставки «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы» от немецкого фонда-соорганизатора. Проект и так должен был завершиться 8 марта.
«Это должна решать не Третьяковская галерея, а Вальтер Смерлинг вместе с министерствами культуры России и Германии», — считает Йозеф Киблицкий.
Министерство культуры РФ пока взяло паузу для размышлений над решением этой задачи.
