Накануне Дня Победы на территории Красноярского края бушевали пожары. Стремительному распространению огня способствовал ураганный ветер. В результате погибли пять человек, пострадали девятнадцать, в том числе шестеро пожарных. Многие жители лишились жилья, дач и личного транспорта.
Только в небольшом городе Уяре сгорело 200 домов. Всего в регионе без крова остались 518 семей. По информации властей, причиной возгораний стало короткое замыкание из-за перехлёста линий электропередач. Однако, как рассказали очевидцы, замыкание было в одном-двух случаях, а в остальных виной стал человеческий фактор.
«О том, что на регион надвигается ураганный ветер, синоптики предупредили нас за несколько дней. И в газетах об этом писали, и по радио передавали, но все равно нашлись уроды, которые даже при такой погоде решили поджечь прошлогоднюю траву», — возмущается жительница Минусинска Тамара Николаевна.
Пенсионерка не смогла из-за пожароопасной обстановки попасть на свою дачу. Дачный автобусный маршрут был отменён. Её соседи, которым удалось добраться до своих участков, едва не задохнулись в дыму и сильно перепугались.
«Хорошо хоть никто из наших серьезно не пострадал. Сгорело несколько заброшенных домов, обгорели деревья, заборы, у одних соседей сарай занялся, но его успели вовремя потушить», — рассказывает женщина.
По её словам, огонь шёл стеной с поля, принадлежащего местному фермеру. Теперь следствие будет выяснять, кто поджёг прошлогоднюю солому. Этот пожар не попал в официальные сводки, так как не нанёс крупного ущерба. Но именно такие многочисленные небольшие возгорания из-за пала травы перегружают пожарные службы в майские праздники.
За смену один пожарный расчёт может совершать до пятнадцати выездов. Где-то огонь успевают потушить, а где-то он успевает перекинуться с полей на жилые дома. Именно это произошло в Уяре, где пламя охватило несколько улиц, а на весь посёлок было всего две пожарные машины. Местные жители пытались тушить огонь самостоятельно, но их усилия не могли сравниться со стихией.
Теперь для погорельцев важно выяснить, компенсируют ли им ущерб. По закону выплаты положены только при техногенных причинах пожара, например, из-за замыкания в ЛЭП. Если же виной стал пал травы, помощи от государства ждать не стоит. Можно рассчитывать лишь на страховку, если она была оформлена.
Жители села Талажанка тоже лишились всего имущества. Спасаясь, они выбегали из домов, не успев взять даже документы. Всего огнём в праздничные дни были охвачены 19 населённых пунктов края. Пожарные связывают масштабы стихии с экстремальной погодой — порывы ветра достигали 25 метров в секунду. Из-за ветра небольшое возгорание мгновенно превращалось в неуправляемую огненную стену. В одном из населённых пунктов пришлось задействовать даже десантников-пожарных.
«В советское время такого количества пожаров весной из-за пала травы не было, — говорит Александр Миягашев, депутат из соседней Хакасии. — У нас в республике вообще сильные ветра, тут всегда опасно разводить открытый огонь, но люди все равно жгут траву на полях и дачных участках. А ещё раньше сельхозугодья тщательно обрабатывали, и сухой травы не было так много. Между пашней и лесом вспахивали полосу, чтобы огонь не перекидывался. Сейчас же повсюду бурьян и бурелом, из-за этого пламя распространяется мгновенно».
Депутат добавил, что на днях в Хакасии из-за поджога травы сгорел целый дачный посёлок из пятидесяти домов. Сейчас у всех экстренных служб в обоих регионах горячая пора. Пожарные продолжают проливать тлеющие участки, волонтёры и местные власти собирают заявки от погорельцев на самое необходимое: документы, вещи, продукты или семенной картофель.
После праздников начнётся оценка ущерба и составление списков для материальной помощи. Энергетики ускоренными темпами восстанавливают линии электропередачи, поваленные ураганом. Пострадавшие, пережившие горе, призывают всех осознать простую истину: поджигать траву нельзя. Из-за весенних палов в России ежегодно возникают сотни пожаров, уносящих имущество и человеческие жизни.
