Группа «Здубы»: как спонтанность и ностальгия ведут к «Евровидению» через три десятилетия

Если бы конкурс «Евровидение» всё ещё был частью музыкальной жизни России, группа «Здубы», несомненно, получила бы самые высокие оценки и от местных фанатов. Сочный припев «Chișinău–București» о поезде, ставшем символом и судьбой музыкантов, странным образом перекликается со старой строкой «Рига–Москва» времён, когда продюсер Игорь Шульгин писал песни для Валерии.

«Роман, ваша группа — единственная среди участников конкурса, которая отметилась на “Евровидении” в каждом из трёх десятилетий нынешнего века», — отметил журналист.

Музыканты завершили сведение песни 23 февраля в московской студии и ночью вылетели в Кишинёв. Прилетев, они увидели зарево уже другой реальности, которая разделила жизнь на «до» и «после». В разговоре с фронтменом Романом Ягуповым то и дело проскальзывали нотки ностальгии по ушедшим временам.

«Я даже специально поинтересовался: есть артисты, которые участвовали три раза, но не в каждом из трёх десятилетий», — сообщил Роман. — Мы, по большому счёту, не для “Евровидения”. Просто мы из маленькой солнечной республики, где мало что происходит. Поэтому рьяно откликаемся на все вызовы».

Первый раз, в Киеве, Молдова впервые презентовала себя на конкурсе, и группа стала её визитной карточкой. С тех пор дух первооткрывательства даёт о себе знать. Это не напрягает, а, наоборот, добавляет куража и тонуса.

«При этом вам удаётся не повторять самих себя — журналисты в Турине воспринимают вас так же восторженно, как и раньше», — сказали музыканту.

«А потому что мы не заморачиваемся. У нас всё выходит спонтанно», — ответил он.

В 2005 году на конкурс их буквально за руку привёл настойчивый менеджмент. Во второй раз в Дюссельдорфе они представляли альбом «Basta Mafia!», который как раз записали в Берлине. Сейчас же это совместный проект с братьями Адваховыми.

«И этот коллаб — тоже не специальное изобретение для “Евровидения”?» — последовал вопрос. «Совершенно! О конкурсе поначалу никто не думал», — заявил Роман.

Изначально это был постпандемийный выдох облегчения, абсолютная импровизация. В локдаун записали совместный трек «Trenuleţul» про поезд. Кто-то в шутку сказал, что это песня для «Евровидения». Братья Адваховы серьёзно отнеслись к этой идее, и всё завертелось.

«Материал должен быть достойным. Хорошая вещь не должна пропасть, а если есть возможность, почему бы не выставить её на такую заметную витрину?» — пояснил фронтмен.

В разговоре зашла речь о Филиппе Киркорове, который тоже отметился на конкурсе за все три десятилетия.

«Действительно, я сам почувствовал себя в этот раз таким Киркоровым», — признался Роман. — Я читал книгу Леонида Утесова и запомнил его совет: о коллегах либо молчать, либо говорить хорошо. Филипп с его талантом и настойчивостью вызывает именно такое желание».

Для музыкантов «Евровидение» — это полная спонтанность, которая близка и комфортна их натуре. Это состояние стало частью их мироощущения за 25 лет истории группы.

«Спонтанность — тот самый вечный двигатель, который не только держит на плаву, но и порождает кураж, без которого невозможно творчество», — добавил он.

Важным спонтанным фактором в этот раз стали братья Адваховы. Презентация песни на вокзале, когда уходил поезд Кишинёв–Бухарест, вызвала бешеный энтузиазм. Шутка о «Евровидении» в итоге стала реальностью.

«Поезд Кишинёв–Бухарест для молдавских музыкантов — приблизительно то же, что Москва–Петербург для российских?» — поинтересовались у Романа. «Если упрощенно, то близкая ассоциация», — ответил он.

Песню сводили в Москве со звукорежиссёром Юрием Богдановым, которого ценил композитор Эдуард Артемьев ещё во время работы над «Сталкером».

«Более того, Юра сводил и нашу первую песню “Bunika Bate Doba” для “Евровидения-2005” в Киеве!» — рассказал Роман. — Он феноменальный профессионал, носитель невероятных знаний. Великое счастье, что мы не только коллеги, но и друзья».

Богданов прекрасно отнёсся к работе над песней для конкурса. Для него главное — хорошая музыка. Работали с аналоговым звуком, записывали на широкую магнитофонную ленту, что даёт живую теплоту звучания.

«Когда мы начинали, не знали о его колоссальном бэкграунде. Узнав, испытали восторг», — поделился музыкант.

Спросили Романа и о коллегах-соперниках по нынешнему конкурсу.

«Я отношусь ко всем участникам с уважением», — ответил он дипломатично. «Очень интересные голоса на этом “Евровидении”, — уточнил фронтмен. — Хорошая вокалистка из Нидерландов. У парня из Австралии физически сложная песня. Люблю юмористические коллективы, например, ребят из Латвии — они напомнили мне нас самих. Итальянцы очень тонкие и чувственные».

Для группы важно, чтобы выступление было динамичным, как и их музыка. Они делали акцент на ритме, работая с хореографом, чтобы подчеркнуть «кач» движущегося поезда.

admin
ND.RU