Год после стрельбы в казанской гимназии: расследование, безопасность и незаживающие раны

Год назад, 11 мая, в Казани произошла трагедия, потрясшая всю страну. Бывший ученик пришел в местную гимназию и застрелил девять человек: семерых детей и двух педагогов. К сожалению, это происшествие не стало ни первым, ни последним. В том же году студент Пермского университета устроил стрельбу в своем вузе, убив шестерых. В Серпухове ученик взорвал бомбу в православной гимназии во время молитвы — к счастью, обошлось без жертв. Совсем недавно в Ульяновской области мужчина застрелил воспитательницу и двоих детей в детском саду. Возникает ощущение, что некоторых молодых людей охватила новая страшная болезнь — жажда известности ценой жизни других.

В этом году Казань не изнывает от аномальной жары, как в 2021-м. Майские праздники начались со снегопада. Суета коммунальщиков, моющих улицы и развешивающих символы Победы в перерывах между дождями, указывает на подготовку к сезону.

Однако весеннее преображение обошло двор дома на улице Туганлык, где жил нападавший Ильназ Галявиев. Осталась та же выцветшая детская площадка, что мелькала на кадрах его шествия с оружием. Те же прикопанные шины и разбитые почтовые ящики со штрафами, включая квитанции на имя его отца. В подъезде — обшарпанный лифт с graffiti.

«Он мужик-то хороший, и жена его. Всю жизнь работали, никогда ни с кем не конфликтовали», — рассказала соседка семьи.

Она отметила, что отец Галявиева очень переживает и благодарен тем, кто не осуждает его семью. Другая жительница, бывшая понятой при обыске, вспоминает, что Ильназ в детстве был хорошим мальчиком, но позже стал незаметным.

Она сообщила, что при обыске в квартире на полу была рассыпана селитра и порох, ведший к самодельному устройству. Следователь тогда заявил, что еще десять минут — и могло обрушиться несколько этажей. Также было множество пустых коробок от патронов.

Мать стрелка, находясь в слезах, винила себя в случившемся. По словам соседки, перед трагедией Ильназ стал невыносимым: грубил и не давал спать родителям. Отец, Ринат Галявиев, смог навестить сына.

«Ильназ сидит один в камере. Никого к нему не пускают, а адвокаты должны работать. Мы не знаем, когда суды, о продлении меры пресечения узнали из СМИ. Госзащитника, которого предоставили Ильназу, мы не знаем. От нас его прячут», — сообщил отец стрелка.

При этом он уходит от вопросов о содержании их разговора с сыном. Адвокатов, упомянутых отцом, отстранили, сославшись на отказ самого обвиняемого.

Гимназия №175, где произошло убийство, находится недалеко от дома Галявиева. Здание заметно преобразилось: современный фасад, новый забор, идеальный газон со стадионом. На заднем дворе создана аллея из девяти деревьев в память о погибших. Появилась пристройка с бассейном.

Вход теперь охраняется, родителям на территорию заходить нельзя. Как рассказала одна из мам, в классах установили прозрачные двери, а между этажами — массивные бронированные двери-отсекатели. Класс, где погибли дети, был демонтирован, на его месте — мемориальная зона.

Учебное заведение прошло категорирование и получило высшую категорию антитеррористической защищенности. В феврале школу инспектировали эксперты из Москвы. Запланированный круглый стол по безопасности перенесли в связи с годовщиной трагедии.

11 мая в гимназии состоится митинг у Сада памяти и презентация музея, посвященного событиям. В мероприятии примут участие родственники погибших. Также планируется установка стелы на территории соседней мечети «Гаиля», где пострадал ребенок имама.

Однако в учреждении есть кадровые проблемы. После событий несколько учителей уволились, ощущается дефицит преподавателей английского языка. Как отметил один из выпускников, учительница английского, коллега погибшей педагога, не смогла продолжить работу после трагедии.

Вокруг личности директора гимназии Амины Валеевой идут споры. Именно она по громкой связи приказала запереться в кабинетах, что спасло многие жизни. Хотя сначала ее представляли к награде, позже в отношении нее возбудили уголовное дело о халатности.

Ее дочь Эвелина рассказала, что мать неоднократно поднимала вопрос финансирования охраны, но получала отказ. В официальном ответе финансового управления Казани указано, что расходы на охрану не заложены в нормативы бюджета.

Она также отметила, что организовать сбор средств с родителей мешали жалобы в прокуратуру. Сама Валеева, по словам дочери, — обычный человек без связей, который до последнего ездил на работу на автобусе.

«Мама уходила на работу раньше меня и приходила поздно вечером. Она молода душой, любит книги, сканворды. Это человек энциклопедических знаний», — добавила Эвелина.

Она сообщила, что одна из погибших учительниц вышла в коридор, услышав оповещение, а вторая разговаривала по телефону, стоя спиной к двери. Обе в тот момент не вели уроки.

Дочь директора заявила, что система оповещения в кабинете директора была установлена по личной просьбе матери во время строительства и изначально не была предусмотрена проектом. Она считает, что даже вооруженный охранник не смог бы предотвратить нападение, и винит в трагедии родителей Галявиева.

«У Галявиева обидчиков не было — я могу это заявить с чистой совестью. Его родители просто пытаются обвинить кого-то другого», — заявила она.

По ее словам, Амина Валеева дважды подавала заявление на увольнение, но его не приняли, и она формально остается директором.

В результате стрельбы пострадали 32 человека. Многим сложно забыть произошедшее. С одним из бывших учеников, 18-летним Кириллом Козыревым, удалось поговорить. Он признан потерпевшим, ему был причинен тяжкий вред здоровью.

«Многие до сих пор просыпаются по ночам, вздрагивают даже от хлопков. У меня тоже такое бывает, услышишь шум, а в голове уже сам собой план рисуется, что делать», — поделился Кирилл.

Он поступил в вуз на платной основе, рассчитывая на помощь от Красного Креста. Было собрано более 86 миллионов рублей, но выплаты затягиваются. Кириллу и другим пострадавшим с тяжкими последствиями перечислили лишь часть обещанной суммы.

Другой пострадавший, 11-летний Арслан, до сих пор находится на лечении в Москве. У мальчика серьезные повреждения внутренних органов. Ему предстоят дополнительные операции и долгая реабилитация, но он уже начинает ходить и перешел в седьмой класс, занимаясь с учителями в больнице.

Расследование установило, что Ильназ Галявиев был последователем запрещенного движения. Он долгое время интересовался тематическими ресурсами и оружием. В феврале этого года появилась законодательная инициатива о запрете соответствующей идеологии.

Президент Татарстана ранее заявил, что вина лежит и на родителях убийцы, которые знали о проблемах сына, но оставили его одного. Они initially давали ложные показания, а сейчас пытаются представить его жертвой травли.

Дело Ильназа Галявиева будет рассматриваться в Верховном суде республики. Ключевых свидетелей и потерпевших уже попросили не покидать город.

admin
ND.RU